Мария Климовская
Взаимодействие ДОУ и областной детско-юношеской библиотеки в воспитании читательских интересов у дошкольников
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни.
Всем известна истина, что книга – это важный фактор социализации личности дошкольников. Чем раньше начинается приобщение ребенка к книге, к русскому слову, тем успешнее будет осуществляться его эмоциональное и нравственное развитие.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и областной детско-юношеской библиотеки в воспитании читательских интересов у дошкольников» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения.
Образовательная программа нашего учреждения, составленная на основе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы ставит задачи: «Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желание и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия». Дошкольный возраст – время активного становления читателя ребенка, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
На протяжении многих лет между администрацией нашего детского сада и администрацией МОДЮБ заключается ежегодно договор о сотрудничестве. Мы полагаем, что партнерское сотрудничество дошкольного учреждения, семьи и библиотеки поможет приобщить дошкольников к книге и процессу чтения.
Изучив предложенный ОДЮБ тематический план, наше внимание привлекла литературная программа по русским народным сказкам «Теремок» отдела обслуживания дошкольников и тематика краеведческого отдела.
С нашими детьми проводила занятия ведущий библиотекарь. В комнате «Сказка» были занятия:
«Золотой ларец сказок»,
«Добрая душа или сказки Бабы Яги»
«… и служили они верой и правдой» (помощники, выручающие сказочных героев – Сивка-Бурка, Царевна лягушка и другие)
«Старые сказки на новый лад» (Сказка «Маша и медведь» и др.)
Занятия включали: электронные презентации, чтение сказок, игры, загадки, викторины, просмотр мультипликационных фильмов.
Использовались на занятиях куклы из музея, когда проводились занятия «Книгоша встречает друзей», «Здравствуй библиотека», «У книги своя история». Ребят знакомили с необычными книгами из отдела «NEO книг» - звуковые музыкальные, книги-театры и многие другие. Это детей очень заинтересовало и они стали в группу приносить свои книги из дома, знакомя всех со своими книгами. Видя появление интереса к книгам, к деятельности библиотеки в группе организовали совместно с детьми сюжетно-ролевую игру «Библиотека». В этой игре каждому хотелось быть библиотекарем, принести свою книгу, рассказать о ней. Это один из способов приобщить ребенка к книге, повысить читательский интерес.
Ведущий библиотекарь краеведческого отдела проводила с детьми занятия «Лепим мы снеговика», стихи, сказки о снеговиках, «Животный мир Кольского полуострова», «Морские животные», «Птицы Кольского полуострова», «Это страшное слово «война». (Война на Кольском полуострове). Для наших ребят она организовала праздник встречи весны «Здравствуй, северная весна».
Тематика занятий заранее обсуждалась со специалистами библиотеки, поэтому для более продуктивной работы нами проводились мероприятия в группе, в книжном уголке выставлялись книги на тему занятия и дети могли с ними ознакомиться.
В работе приобщения к чтению нам помогали родители. Они были нашими союзниками и единомышленниками. Мы старались поддерживать их с помощью рекомендаций, консультаций («Что за прелесть эти сказки», «Сказкотерапия»). На родительских собраниях мы рекомендовали, какие произведения читать детям и как оформить домашнюю библиотеку. Ярким событием для детей и родителей было посещение семейного праздника, организованного ОДЮБ «Аты-баты, вот какие мы солдаты». Многие родители записали своих детей в ОДЮБ.
На основе организованной работы с детьми, родителями и библиотекой можно сделать выводы, что для воспитания дошкольников и повышения у них читательских интересов совместная деятельность ОДЮБ и МБДОУ добились определенных успехов:
• положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы;
• заложена основа развития информационной культуры и образования детей;
• дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую пластичную систему социализации личности в информационном пространстве.
В процессе взаимодействия и сотрудничества с педагогами и специалистами библиотеки родители были ознакомлены и обучены навыкам приобщения детей к книге.
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, библиотеки, родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.