Андришак Анастасия
Взаимодействие мальчиков и девочек в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Однако проблемы гендерного взаимоотношения мальчиков и девочек волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты направлены не на закрепление жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитание человеческого в будущей женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Темочки:
Под «гендером» понимается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.
Общеизвестно, что среда является одним из основных мест развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослых в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека. Например, мальчики любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают эту потребность мальчиков и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому в группе, где больше мальчиков надо отводить соответствующие игровые зоны с наибольшей площадью. Важно взаимодействие мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. В играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверчивости.
Мальчики и девочки ведут себя по- разному.
«Комфортность», примерность девочек в сравнении с проказами мальчиков часто лежит в основе того, что при конфликтности между ними педагоги чаще становятся на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики их поведения. Мальчики создают больше шума, чаще не реагируют на рамки и границы, причем и это важно, не из осознанного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим, а из свойственных представителей мужского пола склонности к активной деятельности.
При организации и проведении занятий надо стараться учитывать психологические особенности мальчиков и девочек : девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек.
В дошкольном возрасте интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, в дочки матери, они любят рисовать, играют в салоны красоты, играют с посудой имитируя приготовление каких-то блюд, девочки играют в более спокойные игры чем мальчики, они не такие шумные. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности.
Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Поэтому мальчики ломают игрушки чаще девочек. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).
Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли. Перед игрой дети помнят кто они, мальчики или девочки. Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.
Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.
Из опыта работы:
В современном обществе вариант воспитания такой : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.
На протяжении 3х рабочих лет я все время наблюдаю за детьми, которые только поступают в сад или не первый год посещают наше дошкольное учреждение. По моему мнению взаимоотношения мальчиков и девочек меняется, и полоролевая идентификация также заметно меняется.
Наблюдая за детьми их родителями, выяснила,что мамы мальчиков склонны к более феминному воспитанию, они долгое время носят дошкольников (мальчиков) на руках, не могут доверить воспитание другой женщине, ведь она не так оденет, не так накормит и не так спать уложит, адаптация мальчиков происходит чуть сложнее чем у девочек, их тесная взаимосвязь с мамой не дает мальчикам полноценно социализироваться в обществе, замечена тенденция совместного сна мамы с сыном (возраст не ограничивается, мальчики стали более плаксивыми, нежными, ранимыми. Когда у девочек все наоборот, адаптация проходит более легко, мамы девочек более строги к их воспитанию, более требовательны. Девочек воспитывают более маскулинными. Были случаи когда слышала фразы мам девочек : «Не ной! Еще не раз будет больно в жизни, будь сильной, Упала, не ной, встала, отряхнулась и пошла дальше!»и т. п.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.