Ольга Котенко
Экскурсия в мини-музей «Игрушки для мальчиков и девочек» с участием детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей образ музея, как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о народных игрушках.
Задачи
1. уточнять представления детей о народных игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; закреплять названия игрушек
2. воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства
3. развивать творческую деятельность детей посредством изготовления и украшения игрушек
Публикация «Экскурсия в мини-музей „Игрушки для мальчиков и девочек“ с участием детей» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
4. обеспечить условия для формирования гендерных представлений у детей
Словарная работа: матрешка, народный промысел, орнамент, музей, экскурсия, смотритель, научный сотрудник, реставратор, экспонат, сотрудник.
Материалы и оборудование: экспонаты мини-музея «Народная игрушка»,
Ход:
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в мини-музей «Народной игрушки».
-Кто знает, что такое музей?
Ответы детей : музей – это место, где собирают, изучают, хранят предметы истории, и культуры, а также проводят лекции и экскурсии.
-В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
- Кто проводит экскурсии?
Дети: экскурсовод проводит экскурсии.
- Кто собирает материал?
Дети: научный сотрудник собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
- Кто смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у -посетителей?
Дети: смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
-Кто такой реставратор?
Дети: реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины, (экспонаты)
-Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом? Еще у меня будут помощники – экскурсоводы, которые будут работать в других залах.
- Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее. Мы с вами уже посещали музей и знаем правила поведения в нем. И сегодня мы будем соблюдать эти правила вовремя нашей экскурсии.
- Сегодня я приглашаю вас всех на выставку игрушек для мальчиков и для девочек.
Воспитатель: Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка - великое изобретение человечества. в ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах.
- А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. В далёком прошлом наши предки с ранних лет воспитывали усердие и трудолюбие в своих детях. С малых лет и девочек, и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени.
Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю. Даже в холодное время года, вечерком никто не сидел, сложа руки: женщины и девушки - вышивали, вязали; мужчины – занимались мелким ремонтом, а также лепили, вырезали игрушки для мальчиков и девочек. Причем мастерили игрушки из всего, что давала человеку природа: глины, дерева, соломы, ткани.
- Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются по-разному. Можно сказать, что девочки и мальчики - два разных мира. Мальчики и девочки по разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
- Итак, приглашаю вас в зал игрушек для девочек. Но сначала, давайте поиграем в игру «Какой должна быть настоящая девочка?»
Воспитатель обобщает ответы детей : девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, болтливой, неряшливой девочкой, а также плаксой.
Об игрушках для девочек расскажет нам экскурсовод (имя ребенка).
Девочка : Наиболее распространенной игрушкой для девочек была тряпичная кукла. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни. Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет
Основа куклы делается из ткани, вначале это был простой тряпичный (деревянный) столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань, волосы делались из конского хвоста, кукурузных рыльцев и ниток.
Вопрос от ….(имя ребенка) : Как вы думаете, что необычного в этих куклах?
Ответ детей : Куклы без лица.
Девочка : Правильно. Куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.
- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико мальчика и девочки. Кукольное лицо раньше рисовали угольками из печки или вышивалось цветными нитками. После этого её можно было и рядить, то есть нарядить в кукольную одежду.
Девочка : Для девочек специально изготавливались игрушечные колыбельки с матрасом и подушечкой, с разноцветными ленточками, матрасы набивались листьями растений. Колыбельку украшали символами и растительными узорами. Изготавливались также миниатюрные виды домашней посуды (утвари).
Воспитатель: Игры с укладыванием кукол спать, всегда сопровождались пением специальных песен, которые так и назывались «колыбельные». Колыбельные песни наполнены любовью и добротой. Слова и мелодия нежно льются и как будто рассказывают сказку. Послушайте, пожалуйста, как (имя 2-го ребенка) будет петь колыбельную песенку своей кукле.
- Спасибо, (имя ребенка) за рассказ.
Воспитатель: Прежде чем пройти в зал игрушек для мальчиков, тоже давайте поиграем в игру «Каким должен быть настоящий мальчик?»
Воспитатель обобщает ответы детей : мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, они должны защищать, помогать, уступать девочкам игрушки или место и прощать им их девчоночьи слабости. Мальчик не может быть слабым, неловким, трусливым, ленивым.
Воспитатель: Об игрушках для мальчиков сейчас нам расскажет экскурсовод (имя ребенка).
Мальчик : игрушки раньше делали своими руками родители - их не покупали. А дети постарше, сами могли сделать себе игрушку-забаву, без помощи взрослого.
Вопрос от ….(имя ребенка) : Как вы думаете, какие материалы могли использовать для изготовления игрушек?
Ответ детей : Палки, шишки, глина, жёлуди, солома, тряпки
Мальчик : Да, для людей небогатых, которые жили раньше, этот материал был привычный, всегда под рукой. И поэтому называли этот материал подручным. Посмотрите, какие удивительные игрушки умели делать в старину.
Мальчик : Мужчины, старшие дети вырезали игрушки из дерева - лук со стрелами, деревянные мечи, щиты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему для мальчиков были такие игрушки?
Ответ детей : Чтобы воспитать в них смелость, ловкость, выносливость, умение пользоваться разными видами оружия.
Мальчик : Вместе со взрослыми, малыши лепили из глины фигурки лошадей с седлами, уздечками и плетью. Таким образом, уже с малых лет мальчики через игрушки узнавали, как нужно седлать коня и как ездить верхом.
Теперь послушаем, как (имя 2-го ребенка) читает стихотворение про лошадку.
Воспитатель: Спасибо, (имя ребенка) за интересную экскурсию!
- Ребята, также были игрушки, в которые играли как девочки, так и мальчики : погремушки, трещотки, свистульки.
- Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась погремушка. Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
- Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.
- Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
- Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.
- Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
- Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Воспитатель: а как вы думаете, мы можем сами изготовить игрушку? (ответы детей)
- Посмотрите ребята какие игрушки я сделала сама (показывает куклу изготовленную из носового платочка, мышку из шишки и т. д.) Дети с любопытством рассматривают.
-А вы хотели бы сделать игрушку своими руками? (Да)
Воспитатель: Тогда посмотрите, у вас на столе много материала из чего можно сделать игрушки. Вы подумайте, какую игрушку хотите сделать и выберите что вам нужно.
Выставка игрушек.