Паносян Нарине
Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
В современном мире развитых цифровых технологий и постоянного движения мы стали мало уделять внимания своему здоровью, постепенно перестаем следить за собой с физической точки зрения. С чем это связано? Взрослые находятся в постоянном движении: отвести ребенка в детский сад, дорога на работу, работа, возвращаемся в детский сад, домой, приготовление ужина, домашние дела, а как средство расслабления после трудового дня – поесть и устроиться на диване перед телевизором. Как следствие, лишний вес, усталость, стресс и все следующие за ними проблемы. И это только день взрослого человека, а что же происходит с нашими детьми? По утрам во время завтрака смотрим мультик по ТВ, по дороге в детский сад и обратно – мультик на телефоне, вечером, чтобы не мешали домашним делам, опять телевизор/компьютер/планшет… И хочется, чтобы ребенок поиграл на улице или хотя бы дома в подвижные игры, НО дети всегда принимают модель поведения родителей, а с ней и их привычки и вытекающие последствия…
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
От физического здоровья ребенка во многом зависит развитие его личности, успешность его взаимоотношений со сверстниками, формирование полноценного физического и психического статуса. Именно из-за этого задача укрепления и сохранения здоровья детей считается наиболее важной.
Вопросом здоровья в детском саду занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты и медицинский персонал. Но невозможно привить ребенку любовь к спорту, здоровому образу жизни, привычку разминать и тренировать своё тело и следить за своим здоровьем делая это только в детском саду. Для полноценного воспитания необходимо взаимодействие с семьей воспитанника. Ведь если ребенок будет стремиться к спорту, а родители не уделят этому необходимого внимания, то все усилия сойдут на нет.
На сегодняшний день очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь и в семье, и в дошкольном учреждении. Идея взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит в том, что воспитанием ребенка занимаются родители, а образовательные учреждения помогают направить, дополнить их воспитательную деятельность. В свою очередь родители оказывают посильную помощь в организации процесса обучения детскому саду.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья детей - одна из главных задач, стоящих перед педагогами.
Работа с родителями педагога по физическому воспитанию охватывает множество проблем по вопросам физического воспитания, развития и здоровья детей. Она должна основываться на требованиях программы воспитания и обучения, принятой за основу в каждом образовательном учреждении, но не ограничиваться только лишь программой, т. к. в этом вопросе важно общение и доверительные отношения между педагогом и родителями.
Как показывает практика, для родителей не существует неактуальных, второстепенных тем в сфере воспитания детей. Родителям необходимо знать возрастные особенности детей, наиболее благоприятные периоды для развития тех или иных физических качеств, способы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки, методики проведения утренней гимнастики, подвижных игр, закаливающих процедур, требования, предъявляемые к организации развивающей среды, способствующей повышению двигательной активности детей в домашних условиях и т. п.
Сейчас в информационном пространстве существует множество источников, из которых родители черпают свои знания по физическому воспитанию детей : телевизионные программы, методические пособия, Интернет, даже полки книжных магазинов пестрят различными изданиями. Но всё это не может заменить педагога, так как именно педагог обладает теми профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, которые помогут качественно воспитать ребенка, именно у педагога имеются актуальные данные о проблемах и достижениях конкретного ребенка, о особенностях его развития.
Работа педагога физического воспитания с родителями не ограничивается какими либо определенными действиями, она осуществляется сразу по нескольким направлениям работы, которые связаны друг с другом и действуют в связке, помогая дать нужное воспитание. Сейчас мы рассмотрим данные направления.
Ознакомительно – диагностическое направление
включает в себя сбор информации, ознакомление родителей с планами работы по физическому воспитанию дошкольников, диагностику индивидуальных физических возможностей каждого ребенка.
1. Анкетирование – позволяет узнать насколько родители информированы о содержании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; определить насколько серьезно семья воспитанника относится к спорту и физической культуре; выявить проблемы, которые возникают у родителей в процессе организации физического воспитания в домашних условиях и т. д. Полученная из анкет информация позволяет не только конкретизировать работу с семьей, но и определить тематику и направленность родительских собраний и консультаций. Родители, имеющие положительный опыт физического воспитания детей, могут стать настоящими помощниками в работе педагога.
2. Родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями. Это действенная форма общения педагога с родителями. Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с работой по физическому воспитанию в условиях детского сада, чтобы обсудить состояние и физические возможности каждого ребенка. На этих собраниях медицинский работник рассказывает о физическом развитии детей, об их здоровье, а педагог по физической культуре - об уровне подготовленности детей; вместе они могут дать полезные рекомендации для каждого ребенка.
3. Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке) с целью своевременного выявления различных проблем ребенка и путей их устранения.
4. Беседы с детьми и родителями (определение предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры, разбор и поиск путей решения текущих проблем). Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Наглядно-информационное направление
включает в себя организацию информационной среды, призванной увеличить популярность физической культуры и спорта, привить любовь детей к занятиям спортом, дать рекомендации родителям.
1. Оформление стендов с различной тематикой
2. Выпуск стенгазет совместными усилиями родителей и детей
3. Папки-передвижки на различную тематику в соответствии с актуальными проблемами.
4. Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания и предупреждения развития болезней
5. Фоторепортажи о совместной оздоровительно-спортивной деятельности.
6. Посты на сайте детского сада и в соц. сетях о проведенных и анонс планируемых мероприятий.
7. Помощь в оформлении и приборке физкультурного зала, спортивной площадки к праздникам, досугам, в изготовлении атрибутов, масок, костюмов.
Консультативное направление
предназначено для ознакомления родителей с методиками развития у детей потребности в спорте, рекомендаций по совместному досугу семьи и т. п. У этого направления великое множество способов донести до родителей информацию
1. Консультации для родителей проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или успехи в воспитании. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
2. Семинары об особенностях занятий спортом у различных групп детей.
3. Лекции, например, о возрастных особенностях детей.
4. Встречи за «круглым столом» помогают расширить кругозор не только родителям, но и самим педагогам. Темы встречи могут быть различными. В этой форме работы ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, давая советы и рекомендации.
5. Беседы как выделить время на занятия спортом и использовать для этого подручные средства
6. Дискуссии о том, насколько важен детям пример родителей при занятии спортом
7. Нетрадиционные формы общения с семьей, к примеру чат в различных мессенджерах, где родители могут задавать волнующие их вопросы, получить консультацию или совет, или же просто выложить фотографии совместных занятий спортом, мотивируя других родителей не сидеть на месте.
Субъективно-дифференцированное направление
Представляет из себя индивидуальную работу с родителями, как по инициативе педагога, так и по инициативе родителей. Это может быть консультирование, рекомендации, разработка индивидуального плана занятий для семьи дома и т. п.
Репрезентативно-практическое направление
В этом направлении мы обучаем родителей совместно с детьми на практике в условиях детского сада. Это могут быть совместные физкультурные занятия различной направленности с использованием спортивного инвентаря, знакомство родителей с физкультминутками, обучение проведению различных подвижных игр, показ элементов спортивных упражнений или спортивных игр или проведение практикумов по организации утренних гимнастик.
Рекреационно-досуговое направление
Подразумевает участие родителей в организации досуговой деятельности вне стен ДОУ
1. Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах по календарному плану педагога
2. Совместные дни здоровья.
3. Туризм и пешие походы, походы с целью ознакомления с районом проживания, знакомство с историческими памятниками и т. д.
В дни зимних и весенних каникул можно организовать и проводить различные совместные мероприятия, такие как неделя здоровья, неделя подвижных игр
Желательно привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам, оказанию помощи в судействе соревнований и др.
Перспективное направление
Включает в себя:
1. Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и т. д.).
2. Определение объема необходимой помощи родителей в изготовлении атрибутов, костюмов, инвентаря, в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к плановым спортивным мероприятиям и т. д.
3. Совместное примерное планирование тем для консультаций, семинаров, бесед, практических занятий и т. д.
За более чем тысячелетнюю историю человечества сложилось два пути, по которым идет воспитание детей: семейное и общественное. И сколько существуют эти два пути, столько и ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Мнения всем известных педагогов также разделились, и каждый строил свою теорию склоняясь к одному из путей воспитания.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Работа с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада, она необходима и очень важна.
Участвуя в жизни детского сада, родители понимают, чем он живет, какие задачи решает, какие трудности испытывает, в какого рода помощи нуждается.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если не оказывается содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем, для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с детьми, детский сад и в первую очередь педагог по физической культуре, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только в этом случае родители с доверием отнесутся к рекомендациям специалиста и охотно пойдут с ним на контакт. Педагогам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребенка, превратить их в своих союзников и активных помощников.