Светлана Нигаматуллина
Взаимодействие ДОУ с социумом как средство успешной самореализации ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Успех каждого члена Российского общества зависит от умений и способности устанавливать контакт с разными людьми не зависимо от возраста, быстро реагировать на изменения, уметь анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать в соответствии с ними. Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Темочки:
Мы с вами понимаем, что каждый ребенок в любом общеобразовательном учреждении должен получить опыт успешных дел, задумок, проектов. Таким образом, наша задача, это создание условий для всестороннего развития воспитанников, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, который дает возможность, решения задач социализации детей, развития коммуникативных способностей дошкольников.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении (ФГОС ДО).
Несмотря на то, что взаимодействие с социумом – явление в деятельности образовательных организаций не новое. На протяжении многих лет оно, все же, остается самой проблемной зоной в деятельности ДОУ. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости в разработке модели социального партнерства, которая будет эффективна в условиях современности и позволит получить необходимый результат. Такой моделью в нашем случае выступает проект по созданию единого образовательного пространства в ДОУ. А результат социального партнерства - это выпускник детского сада – самодостаточная личность, обладающая теми характеристиками, которые, в случае детей дошкольного возраста, представлены целевыми ориентирами.
Поэтому одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что такое сотрудничество дает дополнительный импульс для социально – коммуникативного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Поэтому современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья - социум», так как качество образования, особенно в аспекте формирования социальных компетенций, обеспечивается не отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы. Такая сеть, построенная на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, культуры, спорта и других отраслей социальной сферы, составляет целостную систему сопровождения социального развития ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства муниципальной территории.
Социально - активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Территория детства», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства. Организация работы МБДОУ д/с «Колобок" с предприятиями социальной сферы основывается на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Образовательной программе МБДОУ д/с «Колобок».
Цели и задачи проекта:
Цель: создание единого образовательного пространства для всестороннего развития личности воспитанников, их способностей и творческого потенциала. Формирование культуры здорового образа, создание условий к адаптации жизни в обществе.
Социальное взаимодействие направлено на достижение следующих задач:
- формировать способность воспитанников ориентироваться в доступном социальном окружении;
- приобщать детей к социокультурным нормам;
- формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности;
- научить использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности;
Принципы и подходы реализации проекта работы с социумом :
- принцип системности;
- интеграции целей и задач взаимосвязи социумом и годовых задач ДОУ;
- принцип возрастной адресности – содержания деятельности в соответствии с возрастом детей.
Данный инновационный Проект является составной частью образовательной программы ДОУ, в части формируемой участниками образовательного процесса по направлению «Социально-коммуникативное развитие» и содержит этапы деятельности образовательного учреждения по совершенствованию условий социально-коммуникативного развития детей на основе деятельностного подхода, «модели выпускника» дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования в рамках преемственных связей детского сада и школы.
В работу по реализации проекта включены организации ближайшего окружения, с которыми заключены договора, ежегодно составляются планы работы. Взаимодействие с каждым из партнеров несет свою цель, с использованием различных форм работы:
- совместные развлечения, праздники, акции;
- экскурсии;
- познавательные беседы;
- конкурсы, фотовыставки;
- спортивные мероприятия;
- совместные секции, студии, факультативы, объединения
являются важнейшим средством получения разносторонних знаний.
- МБОУ «Петуховская СОШ №1» (детям очень нравится почувствовать себя немного взрослее когда они приходят в школу им разрешают посидеть за партами, пройтись по школе вместе с учениками, ответить на вопросы учителя, как положено в школе поднимая руку;
- МКУ Петуховская «Межпоселенческая центральная библиотека» (работники библиотеки помогают нашим воспитанникам пройтись по не ведомым и таинственным тропинкам сказок познавательных рассказов, увлекательных проектов о истории нашего края;
- ФГКУ «4 отряд федеральной пожарной службы по Курганской области» (при встрече с отрядом пожарных все дети хотят быть такими же отважными и сильными и ловкими умело пользоваться оборудованием и водить пожарную машину);
- МКОУ ДО «Районный дом творчества» (сотрудники дома творчества помогают педагогам ДОУ во всестороннем развитии наших воспитанников);
- МКУ «Петуховский исторический музей» (при экскурсиях в музей дети узнают о истории родного края, особенно привлекают наших детей экспонаты ВОВ, экспозиции русской избы, книги и учебники их прабабушек;
- ГБУ «КЦСОН по Петуховскому району» (очень нравится ребятам ходить друг другу в гости показывать свои таланты, соревноваться и просто играть) ;
- ОГИБДД МО МВД РФ «Петуховский» (встречи с сотрудниками ГИБДД помогают формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на дороге, сохранять физическое здоровье.
- МКОУ ДОД «Петуховской школой искусств» (учащиеся школы искусств несут искусство при встречи с ними дошколята знакомятся с различными музыкальными инструментами и их звучанием, а еще у наших воспитанников есть возможность показать свои таланты на ежегодном конкурсе «Петуховские звездочки»);
- МУ «Межпоселенческий центр культуры» (каждое лето дети с нетерпением ждут встречи с полюбившимися героями мультфильмов, а в течение учебного года интересные и познавательные игровые представления)
- МКУДО «Петуховская ДЮШ» (как и спортсмены спорт школы наши воспитанники участвуют в различных спортивных мероприятиях, занимая призовые места)
Такая организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для всестороннего развития воспитанников и приводит к положительным результатам коммуникативного развития, успешной социалихации дошкольников, воспитания лидерских качеств у воспитанников;
- расширению кругозора детей в освоении предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащение словаря, знакомства с историей, традициями родного края, за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, исследовательские проекты);
- значительно повышается уровень сформированности навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- уровень воспитания уважения к труду взрослых;
- сформирована способность у воспитанников ориентировки в доступном социальном окружении;
- воспитанники приобщены к социокультурным нормам;
- сформированы познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности. (диаграмма)
Социальными партнерами в воспитании и развитии воспитанников детского сада, конечно же, являются родители детей. Где как не в семье, ребенок встретит поддержку и понимание в его маленьких начинаниях. Семья - самые первые союзники и помощники это первый институт социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому при организации образовательной деятельности мы учитываем такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции. Психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется с помощью методической поддержки
В нашем учреждении накоплен положительный опыт привлечения родителей к разработке и участию различных проектов, проведения совместных досуговых мероприятий (праздники, развлечения, походы выходного дня, участие в различных конкурсах, акциях, выставках.
В 2018 – 2019 учебном году начала работу муниципальная площадка «Ответственное отцовство как основа формирования, сохранения и укрепления семейных ценностей» концепция проекта предполагает создание единого образовательного пространства детский сад – семья, в формировании повышения воспитательной активности отцов. Реализуя этот проект мы, обеспечиваем психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Проект разбит на три кластера:
I кластер «Без движенья нам нельзя, мы спортивная семья»
II кластер «В мире папиных профессий и увлечений»
III кластер «Дружная семья» – семейные традиции»
В ходе проекта реализуются различные формы работы с родителями (отцами) и воспитанниками:
Формы реализации проекта:
- мастер – классы;
- презентации – консультации;
- творческие мастерские;
- «активные лаборатории»;
- «педагогические игровые»;
- встречи выходного дня (фото)
Инновационные механизмы и проведенные мероприятия в результате реализации проекта на основе современных технологий: проектирования, личностно - ориентированного подхода помогают нам решить проблемы совместного воспитания детей, а так же повысить престиж отцовства в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на физическом, психическом здоровье детей.
С 2016 года в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, на базе нашего детского сада организована работа консультативного пункта для родителей дети, которых не посещают дошкольное учреждение. Обращаясь в консультативный пункт, родители получают методическую, психолого – педагогическую, консультационную помощь опытных специалистов и педагогов по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребёнка. Состав консультативного пункта стабильный, в него включены все необходимые специалисты – педагог – психолог, логопед, старший воспитатель, воспитатели по физическому развитию, музыкальный руководитель. Психолого-педагогическая работа с детьми и консультирование родителей проводится индивидуально, в подгруппах или группах одним либо несколькими специалистами. Во время встреч специалисты, показывают в какие игры можно играть в домашних условиях, как развивать речь, физические и музыкальные способности, детей. На семинарах и консультациях родители получают ответы на волнующие их вопросы, с ними проигрываются различные ситуации по устранению детско - родительских конфликтов, специалисты стараются развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия. В числе посещающих консультативный пункт есть дети с особенностями в развитии. С такими детьми проводятся индивидуальные развивающие занятия, родителям даются конкретные методические рекомендации.
После проведенных встреч, родители давали положительную оценку работе консультационного пункта, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
Таким образом, наш детский сад сегодня это не просто место предоставления воспитательно – образовательных услуг воспитанникам, но и развитие сообщества с привлечением родителей и объектов социальной сферы, которые решают одну общую проблему по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с концепцией модернизации российского образования и помогают личностному становлению наших воспитанников.