Татьяна Петрова
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как условие эффективности воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям, активно взаимодействующей с окружающими людьми. Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов ориентированных на личностный рост ребенка, - позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как условие эффективности воспитания детей» размещена в разделах
Рассматривая данную проблему в ретроспективе, следует отметить, что с развитием системы общественного дошкольного образования, вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были предоставлены самостоятельным разделом в
«Руководстве для воспитателей детского сада»
В этом документе было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.
Идеей взаимодействия семейного и общественного воспитания занимался В. А. Сухомлинский, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В 70 – е годы под руководством Т. А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания. Ее исследования были направлены на выявление типичных трудностей, испытываемых родителями, наиболее существенных факторов, влияющих на формирование нравственных качеств у ребенка в семье. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функций профессионального самосовершенствования. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Считалось, если родители обладают определенной педагогической культурой, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается это делать грамотно и успешно.
Как показывают исследования, проведенные Е. П. Арнаутовой, О. Л. Зверевой и другими, отношение родителей к мероприятиям в детском саду зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы воспитателя, от инициативы администрации, то есть причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова и др.) были разработаны разные формы взаимодействия детского сада с семьей, программы занятий для родителей.
Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила нетрадиционными (деловые игры и др.).
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о целесообразно организованном сопровождении родителей, о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Целесообразно организованное сопровождение родителей, по мнению
Н. В. Микляевой, осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя и используя его, в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Положительным педагогическим сопровождением являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями.
Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Важное значение имеет - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой педагогической организации взаимодействия поможет родителям более активно участвовать в воспитании своего ребенка. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную контролирующую и др.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.
По мнению исследователей А. В. Козловой, Р. П. Дешеулиной, роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему- либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи.
Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, указывает Т. Н. Доронова, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.