Чудакова Юлия
Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе реализации программы валеологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе
реализации программы валеологического
образования «ЗДРАВСТВУЙ!»
Воспитание здорового ребенка — одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здоро-вого образа жизни, а с другой — не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Темочки:
В дошкольном детстве связь ребенка с семьей как никогда более тесная, и это обязательно нужно использовать. Мы видим перспективу оздоровления детей во внедрении в образовательный процесс ДОУ такой программы, которая бы привлекла к сотрудничеству родителей наших воспитанников, помогла положительно влиять и на малышей, и на взрослых. Для подтверждения идеи была выбрана программа валеологического образования «Здравствуй!» (автор программы М. Л. Лазарев) и на базе нашего МДОУ д/с №3 «Тополек»был проведен эксперимент по ее реализации.
Цель исследования: разработка и апробация модели взаимодействия ДОУ с семьей в процессе реализации программы валеологического образования М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
Объект исследования: процесс реализации в ДОУ программы валеологического образования М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
Предмет исследования: организационно-управленческий и педагогический аспекты взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации программы •’Здравствуй!».
Задачи
1. Организация целенаправленной работы с родителями и персоналом
ДОУ по ознакомлению с программой М. Л. Лазарева «Здравствуй!».
2. Разработка системы работы с родителями по привлечению их к совместной деятельности.
3. Организация взаимодействия ДОУ с родителями.
4. Разработка методических рекомендаций по работе с родителями в
рамках программы «Здравствуй!».
Гипотеза эксперимента. Эффективность внедрения в ДОУ программы валеологического образования «Здравствуй!» может быть повышена за счет активного включения родителей в образовательный процесс. При этом система заботы с семьей должна включать в себя следующее:
1. Изучение программы всеми участниками образовательного процесса ДОУ, включая родителей.
2 Заключение согласительных документов с родителями.
3. Формирование у родителей валеологического мировоззрения в процессе проведения теоретических и практических семинаров.
4. Разработка методов отслеживания домашней оздоровительной работы.
Ожидаемый эффект
1. Снижение заболеваемости детей в группе не менее чем на 3% по
сравнению со среднегородскими показателями.
2. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей
3. Формирование основ валеологического мышления у родителей.
Ожидаемый результат
1. Разработка пакета рекомендательных документов по организации взаимодействия родителей и ДОУ в процессе реализации программы «Здравствуй!».
2. Проведение областного семинара по организации опытно-экспериментальной работы в рамках программы "Здравствуй!» М. Л. Лазарева для специалистов по дошкольному воспитанию.
Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ — физическое развитие и здоровье детей. Выбор приоритетного направления был об-условлен рядом причин.
Сегодня отмечаются высокий уровень соматических заболеваний у де-тей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета. Поэтому самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья; необходима комплексная индивидуально-оздоровительная работа с каждые ребенком, посещающим детский сад.
Условия, созданные в нашем ДОУ, способствуют реализации задач физического развития и оздоровления детей. В ДОУ имеется физкультурный зал, оборудованный тренажерами ТИСА, что позволяет организовать работу с детьми дифференцированно и индивидуально, учитывать уровень физического развития и двигательную активность каждого ребенка, их интересы и склонности. Наличие малого физкультурного зала с традиционным и нетрадиционным оборудованием, модульных комплектов «Радуга» и «Гномик» позволяет разнообразить общеразвивающие упраж-нения и основные виды движений, обеспечить эмоциональный комфорт. Бассейн, сауна, комплекс оздоровительных услуг (физиокабинет, массажный кабинет, кабинет фитотерапии и т. д.) — все это создает хорошие условия для реализации задач физического развития и здоровья детей. В группах оборудованы физкультурные уголки для самостоятельной двигательной активности детей. Особое внимание уделяется комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детей — педагогических и медицинских.
В ДОУ хороший кадровый состав педагогов и специалистов (инструктор по плаванию, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, физиомедсестра); специалисты по физической культуре прошли курсовую переподготовку в Центре А. В. Запорожца (г. Москва); педагогический коллектив обладает высоким творческим потенциалом.
Программа М Л. Лазарева «Здравствуй!» представляет собой модель открытой школы формирования здоровья (свободное участие в процессе формирования здоровья всех членов социума). В основе взаимодействия социального учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к об-разовательной работе, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Программа «Здравствуй!» может стать личной программой всех членов семьи ребенка.
Мы начали работу с согласования между участниками опытно-экспери-ментальной работы, определения ее содержания и меры ответственности каждого участника.
Затем была спланирована поэтапная работа с родителями в соответствии с рекомендациями автора программы. Для ознакомления родителей с программой "Здравствуй!» был организован семинар, который проводился в два этапа.
1-й этап — информация об авторе программы, теоретических основах программы, о ее включении в образовательный процесс.
2-й этап — обратная связь с родителями : обмен мнениями о програм-ме, ее целесообразности, о решении участвовать в реализации программы в детском саду, определение роли родителей при реализации программы «Здравствуй!».
Реализация программы состояла из следующих этапов:
1-й этап. Картина здоровья. Необходимо было узнать, что родители понимают под словом «здоровье», как представляют себе собственное здоровье. С этой целью проводилось анкетирование.
Размышление над вопросами, что такое здоровье и болезнь, является началом формирования «внутренней картины здоровья» — важнейшего пси-хологического фактора, влияющего на физическое здоровье. Объективный взгляд на проблему необходим с самого начала работы по формированию здоровья. Важно понимать термины, связанные со здоровьем: «здоровье», «болезнь», «образование». По результатам анкетирования проводился сводный анализ и определялся образ здоровья и болезни, сложившийся в сознании родителей на визуальном и информационном уровне. Также родителям предлагалось нарисовать эмблему здоровья и образования; одна из предложенных эмблем здоровья (ее выбрали и дети, и воспитатели) стала эмблемой группы.
2-й этап. Мишень мотивации. Второй этап работы с родителями был направлен на их мотивационное поле в области здоровья. Проводилось анкетирование; анкета состояла из двух пунктов: 1. Какие вопросы в области здоровья Вас интересуют? 2. Что в области своего здоровья или здоровья окружающих Вас беспокоит? По результатам была составлена ранговая таблица и определена «мишень мотивации", на основе которой строилась оздоровительная работа. "Мишень мотивации» являлась ориентиром также для планирования работы медицинского персонала и специалистов ДОУ. На этом же этапе был уточнен вопрос об удовлетворении потребностей родителей в области оздоровления: что хотят получить родители, какая форма работы будет выбрана, кто из участников эксперимента будет ее выполнять.
3-й этап. Цветок здоровья. Разрабатывалась стратегия развития психофизических качеств ребенка в семье. С этой целью проводился семинар в форме психологической игры «Что необходимо вашему ребенку». Педагогом-психологом детского сада (воспитателем) родителям было предложено изобразить схему жизнедеятельности ребенка в виде цветка. Родители самостоятельно определяли в основном 3—4 сферы жизнедеятельности (интеллектуальную, движение, дыхание). Остальные сферы (например, эмоциональная) в ходе игры определялись совместно с педагогами, при этом было нужно доказать значимость выбранных сфер жизнедеятельности. Далее обсуждались возможности оздоровления и продумывались возможности развития всех основных сфер жизнедеятельности ребенка в каждой конкретной семье. По окончании семинара родителям было предложено выполнить домашнее задание: заполнить «Цветок здоровья» семьи, написав на лепестках цветка мероприятия, проводимые для развития той или иной сферы жизнедеятельности.
По результатам работы семинара был сделан следующий вывод. Родители поняли равнозначность сфер жизнедеятельности: нельзя развивать только одну (например, интеллектуальную) сферу, так как это может отрицательно повлиять на другие сферы жизнедеятельности.
4-й этап. Сад здоровья. Было проведено организационно-распреде-лительное родительское собрание, где родителей познакомили с комплексной программой здоровья «Сад здоровья» (см. приложение, определили их роль в реализации программы. Родителям было объяснено, что важным разделом программы является оздоровление самих родителей через разнообразные активные формы
5-й этап. Кодекс здоровья. Необходимо было выработать единое с родителями мнение об основополагающих принципах работы по формированию здоровья. Родителей познакомили с выдвинутыми автором программы принципами (см. приложение, а затем предложили высказать свое понимание каждого принципа (например, что означает понятие «успешность», какой смысл вкладывается в слоган «Не мир, а ребенок» и т д.). После принятия согласованных принципов родители оформили так называемые "согласительные письма», т. е. дали согласие на то, чтобы с детьми проводилась известная им (родителям) оздоровительная работа.
В рамках выполнения комплексной оздоровительной программы родители вели карты домашней оздоровительной работы (см. приложение, где отмечали, что было сделано для оздоровления ребенка в течение недели; один раз в неделю (в понедельник) карта сдавалась на проверку (таковы рекомендации автора программы). Однако анализ карт домашней оздоровительной работы показал: родители зачастую выдавали желаемое за действительное, заполняли карту формально. Дети же рассказывали совершенно противоположное («смотрели телевизор", «играли на компьютере»). Поэтому было решено показывать карту домашней оздоровительной работы один раз в месяц, но с объективными, действительными записями. Стопроцентного активного участия родителей получено не было, но 60% родителей осознанно отнеслись к этой работе. Увеличился и спектр видов деятельности, которые родители проводили для оздоровления детей. Вся последующая работа с родителями строилась в зависимости от темы занятий на текущий месяц. Перед началом каждой темы проходило согласование деятельности участников опытно-экспериментальной работы: определялись формы и методы работы родителей по этой теме, формы методической работы с родителями по формированию основ их валеологического мышления. На наш взгляд, наиболее эффективны следующие формы работы с родителями:
- психологические тренинги (при изучении тем «Волшебное зеркальце»,
«Цветок здоровья»);
- практические занятия со специалистами и воспитателями (при изучении
тем «Чудо-нос», «Целебные звуки» — см. приложение);
- «Праздник здоровья» в заключение любой темы;
- выставки, изготовление панно (по теме «Цветок здоровья»).
Особенно эффективной оказалась работа под названием «Моя книга здоровья». Родители совместно с детьми подбирали иллюстрации, рисовали полезные и вредные продукты питания придумывали рекламу и антирекламу (тема «Полезная еда»). А составление генеалогического древа семьи увлекло и родителей, и детей (тема «Цветок здоровья»). В рамках реализации темы «Целебные звуки» успешно использовались такие формы работы: прослуши-вание дома записей песен по теме и пение; игра «Узнай, чей голосок» (записи голосов всех детей). Родители активно изготавливали различные атрибуты для проведения занятий, принимали участие в образовательном процессе («Встречи с интересными людьми», в совместных соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья», отслеживали систему всех физкультурно-оздоровительных мероприятий, высказывали свое мнение в «Журнале отзывов и предложений».
По результатам проведенной работы можно отметить, что эффективность включения родителей в образовательный процесс зависит от их информированности о данной программе, о ее значимости для развития ребенка, необходимости участия всех членов семьи в работе Родители должны знать, что без их помощи у ребенка не сформируются требуемые навыки, умения.
Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что, помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни детского сада, у родителей изменилось отношение к собственному здоровью и здоровью ребенка. Такой вывод позволяет сделать анализ карт домашней оздоровительной работы, обращений родителей за консультацией к специалистам, анализ итогового анкетирования «Как повлияла программа "Здравствуй!" на личность ребенка, состояние здоровья, микроклимат в семье и т. д. 1?». Из 14 опрошенных родителей 12 человек отметили положительное влияние программы на оздоровление и развитие ребенка, на собственное здоровье. Два человека отметили, что и до реализации в ДОУ программы «Здравствуй!» придерживались в семье принципов здорового образа жизни.
По результатам эксперимента нами был сделан вывод: систему работы с родителями (методы и приемы) по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!» можно использовать как порциальную в рамках любой образовательной программы, вводить в практику любого дошкольного образовательного учреждения.