Дина Фомина
Взаимодействие логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в реализации Федерального образовательного стандарта в дошкольном логопункте"
Введение
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Публикация «Взаимодействие логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий.
Таким образом, мы приходим к необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Так же и Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
В логопункте дошкольного учреждения вопросам взаимодействия с родителями воспитанников отводится особая роль.
В логопедической группе детского сада ребенок с речевыми нарушениями получает достаточное количество помощи по коррекции и развитию речи. Здесь большее количество коррекционных занятий с логопедом, и даже деятельность всех остальных специалистов, в том числе и воспитателей, направлена на развитие и закрепление речевых навыков ребенка. В то же время в дошкольном логопункте помощь по речевому развитию ребенок получает преимущественно от логопеда. Да и количество коррекционных занятий максимум доходит до трех в неделю, что является недостаточным для исправления речи, даже при фонематическом недоразвитии речи. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями должна соответствовать следующим задачам:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка.
• Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
• Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи.
• Расширить общую психолого-педагогическую осведомленности родителей.
• Формировать адекватную воспитательную позиции в отношении к ребенку.
• Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитии речи.
Традиционные формы работы с родителями в этом направлении на сегодняшний день не являются достаточными и эффективными. Они не соответствуют современным требованиям модернизации системы образования, которая ставит целью работы с семьей создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных, партнерских отношений с ними и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Таким образом, проблема вопроса взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения с семьями заключается в необходимости внедрения новых, инновационных форм работы с родителями и отсутствия таковых в логопедической практике.
Целью работы в этом направлении будет поиск и внедрение новых, эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда дошкольного логопункта с родителями детей с речевыми нарушениями.
Задачами работы являются:
• Анализ традиционных форм взаимодействия логопеда с семьей и их модификация до того уровня, в котором они смогут соответствовать современным требованиям.
• Поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями.
• Внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
Практический опыт реализации новых форм взаимодействия дошкольного учителя-логопеда с родителями
В своей практике я также работаю в направлении модернизации форм взаимодействия с родителями в условиях логопункта.
Мною используются и традиционные формы работы с родителями. Относятся к ним:
1. Общие и групповые собрания.
2. Беседы, консультации.
3. Наглядная пропаганда: логопедический уголок, стенды, буклеты, памятки.
4. Анкетирование.
Но применяются они в модифицированных вариантах. Так, например, к стенду с информацией для родителей всегда прилагаются брошюрки с продублированным текстом. Родители, которые посчитают данные полезными, могут взять буклет с собой. Также каждый информационные стенды или папка-передвижка имеет пустой лист и ручку для обратной связи. Читателям предлагается поделиться своим мнением о предоставленной информации, рассказать о своем опыте или предложениях по тематике стенда. Ну и конечно в логопедическом уголке к каждой новой теме прилагается список полезных книг и интернет ресурсов. Он представляет собой аннотированный и проиллюстрированный обложками и скриншотами сайта список с указанием того, где ту или иную книгу можно найти. Тема же информации для стенда подбирается исходя из запроса самих родителей, который выясняется путем анкетирования.
Общие и групповые собрания всегда содержат элементы тренинга и по возможности, практическую часть, например в виде мастер класса, чтобы родители не были пассивными слушателями, а становились активными участниками встречи.
Еще одной эффективной формой взаимодействия с родителями являются конкурсы, викторины, соревнования. Дух соревнования мотивирует родителей на победу и соответственно на активную подготовку к мероприятию. Родители с удовольствием принимают участие в этом, а в процессе подготовки углубляются в тематику конкурса, общаются с ребенком и педагогами в новом формате.
В своей практике я организовывала конкурс детско-родительских поделок логопедических пособий «Веселая логопедия». Задачами конкурса было:
• Мотивировать родителей на занятие с детьми дома, на применение игровых приемов при выполнении логопедических заданий.
• Формировать интерес и мотивацию у детей и родителей к логопедическим заданиям, к развитию речи.
• Развивать воображение, эстетические ценности и творческие способности воспитанников ДОУ.
В конкурсе участвовали родители детей, посещающих дошкольный логопункт. В процессе подготовки родители- участники не раз приходили за консультацией в логопункт для обсуждения своих идей. Во время конкурса с охотой рассказывали о своих работах и в дальнейшем использовали их во время занятий с ребенком дома.
Кроме новых форм работы с родителями, которые уже реализуются на практике, планируются и разрабатываются другие. Рассмотрим их.
Нами планируется организация формы взаимодействия с родителями в виде круглого стола, встречи, на которых родители имели бы возможность поделиться своим опытом организации логопедических игр дома по рекомендациям логопеда. Это соответствует принципу открытости работы специалиста ДОУ. Большая часть рекомендаций, развивающих и коррекционных игр для детей дошкольного логопункта индивидуальны. И часто родители интересуются, а чем же занимаются с другими детьми. На подобных встречах узнать об этом можно не со слов логопеда, а непосредственно от других родителей. Рассказы родителей могут сопровождаться презентацией с фотографиями рабочих моментов, демонстрацией своих тетрадей с рекомендациями логопеда, демонстрацией открытых занятий родителя и его ребенка. Такая работа может быть организована в виде собрания, классного часа или проектной деятельности.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей, является игротека логопедических игр. Она может представлять собой картотеку игр для развития речи, а так же готовые дидактические игры и пособия, которыми родители могут пользоваться. Игры используются для: формирования словаря; развития фонематических процессов; автоматизации и введения в речь поставленных звуков; формирования лексико-грамматического строя речи; развития речи. Имея свободный доступ к материалам для развития ребенка, родители и сами охотно будут пополнять игротеку своими играми.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей. Поэтому использование проектной детско-родительской деятельности в условиях дошкольного логопункта – это актуальное и перспективное направление. Большое значение при этом имеет возможность реализовывать в рамках проекта не только задачи области речевого развития, но и других областей.
Критерии оценки эффективности работы дошкольного учителя-логопеда с семьей
Любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы учителя логопеда по взаимодействию с родителями необходимо разрабатывать анкеты и опросники для родителей, а также собирать анонимные оценки по десятибалльной шкале каждого мероприятия и каждой формы взаимодействия. Это поможет оптимизировать и улучшить работу. Критерия ми же эффективности работы учителя логопеда по взаимодействию с родителями может являться :
• Изменение характера вопросов родителей к учителю-логопеду, как показатель роста педагогических интересов, знаний о речевом развитии и воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
• Проявление у родителей осознанного отношения к речевому развитию ребенка, стремление к пониманию проблематики речевого расстройства, анализу достижений и ошибок своих и ребенка, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях организуемых логопедом.
• Положительные общественное мнение и отзывы в анонимных анкетах родителей об учителе-логопеде и его деятельности.