Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников

Мищенко Ольга
Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников

Актуальность.

Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим перед нами стала важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи.

Опыт работы показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным. Формы взаимодействия с семьёй :

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ

анкетирование;

проведение общих и групповых собраний;

педагогические беседы с родителями;

тематические консультации;

организация информационных «уголков» для родителей;

открытые занятия с детьми;

день открытых дверей;

приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;

совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;

тренинги игрового взаимодействия;

интерактивные выставки;

викторины, конкурсы;

проектная деятельность;

Презентации и маршрут выходного дня.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкета – это быстрый и удобный способ получить необходимую информацию о семье.

ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Родительское собрание – совместное общение воспитателей и родителей по вопросам воспитания и обучения детей:

• какие речевые навыки наиболее характерны для детей;

• какие основные ошибки встречаются в речи детей;

• Какие мероприятия по развитию речи проводят в доу;

• Как развивать речь детей в домашних условиях.

Примерные темы родительских собраний

по развитию речи :

• «Знакомство родителей с задачами и содержанием работы по развитию речи детей».

«Динамика речевого продвижения ребенка»

«Итоги мониторинга работы за год. Рекомендации на летний период».

Индивидуальные беседы и консультации с родителями:

Консультации.

С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет. Консультации строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества.

Консультации нужно делать предельно четкими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал.

К консультациям можно организовывать выставки пособий, дидактических игр, методических книг.

Индивидуальные беседы.

Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в

течении всего года. Это наиболее доступная форма установления

связи педагога с семьей.

Примерные темы:

• как развивается речь ребенка, какие имеются проблемы;

• какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо;

• в каких дополнительных занятиях ребенок нуждается;

• как можно помочь ребенку в домашних условиях;

• список литературы по заинтересовавшим вопросам.

«Конкурсы семейного творчества»

Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр «Развиваемся играя»

Создания при помощи родителей альбома на тему : «Наши любимые сказки» и «Книжек малышек».

«Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавать альбомы, книжки. (ТОРТ, -а, м. Кондитерское изделие из сдобного теста с кремом, фруктами)

Развитие речи детей посредством схем-таблиц

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Мы используем: схемы описание, мнемотаблицы.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики.

«Золушка» - перебрать рис, пшено, горох, гречку и рассказать, как он будет это делать.

«Волшебные спички» -выложить простейшие геометрические фигуры, узоры, предметы из спичек.

«Домашняя мастерская» - выложить из пуговиц и ниток красивые узоры и рассказать, что получилось.

Игры на обогащение словаря

«Волшебные слова».

Какие слова можно положить в суп, рассольник, кашу, плов, компот, кисель и т. д.? в кухонный шкаф? в холодильник?»

«Угадай-ка».

Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.

«Доскажи словечко». Например, в кастрюле (варится, в сковороде (жарится, в чайнике (греется, в духовке (запекается).

Игры на развитие грамматического строя.

«Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный, пирог из рыбы (рыбный, варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры «Перепутаница» Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.

СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

• Создание совместной игротеки – дает возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребенком дома; Пополнение предметно-развивающей среды в ДОУ.

• Видеотека – содержит видеозаписи занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых, праздников, развлечений.

• Викторина «В гостях у сказки» - участвуют команды детей и родителей. Выполняют различные задания (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т. п.);

Речевой театрализованный праздник – совместная инсценировка стихотворения, сказки, рассказа;

• Дни открытых дверей - проводятся для ознакомления родителей с организацией образовательно-воспитательной работы с детьми в ДОУ.

• Занятия — тренинги.

На таких практикумах и тренингах, родители могут стать участниками игр, учиться играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.

Маршрут выходного дня

Проводили мероприятия в парке отдыха под названием:«Мышкины развлечения» и «Осень в гости просим», где «Осень» пришла с играми и танцами, а дети ей подарили замечательные стихи и песни. Родители с детьми участвовали во всех конкурсах: тем самым отдых получился не только активным, но и веселым

вывод

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 29 марта 2022 в 08:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мищенко Ольга (УИ 1272708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД