Ольга Козлова
Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Воспитание маленького патриота — это трудоемкий, многогранный процесс, который требует от педагога знаний, умений и творческого потенциала.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Прежде всего, сам педагог должен знать свою богатую историю, любить ее, приумножать, воспитывать чувство гордости за свое Отечество, следовать его обычаям, традициям.
Поэтому основная цель нашей работы:
Формирование нравственно-патриотического чувства детей старшего дошкольного возраста, посредством приобщения к ценностям культурного наследия, его исторического и героического прошлого и настоящего.
Для реализации основной цели поставили следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Главные участники реализации социально-педагогических проектов – это педагоги, дети и их родители. Большое внимание в рамках нравственно-патриотического воспитания нами уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одним из первых проектов, который был нами успешно реализован, стал проект "Юный книгочей". Часть этого проекта была посвящена ознакомлению с устным народным творчеством.
Знакомясь с фольклором, знакомили детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек. Использовали в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. Заключительным этапом этого проекта была литературная гостиная «Поэты Земли Вологодской».
Укреплению детско-родительских отношений способствовала работа по проекту «Наша дружная 7я». В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи можно привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. В гостях у детей побывали родители воспитанников : папы и дедушки – бывшие солдаты; мама-повар, мама-врач, мама-медсестра. Они рассказали о своем труде, а также о своем отношении к городу, любви к своей родине.
Подводя итоги реализации проекта, мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться к нам с вопросами, прислушиваться к нашим советам, стали активнее принимать участие в жизни детского сада.
В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества. К Дню защитника Отечества мы реализовали проект "Есть такая профессия Родину защищать"
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
С помощью родителей организовали выставку "Военная техника", подобрали необходимую литературу по теме, элементы военной формы (пилотки, фуражки, галстуки) для игр. Свои впечатления дети выразили в творческих работах. С большим интересом дети приняли участие в спортивно-познавательной игре «Мы будущие офицеры».
Работу по ознакомлению с героическим прошлым нашей страны продолжаем реализовывать в рамках проекта, посвящённому 75-летию Великой Победы «Была война…Была Победа!». Уже прошли мероприятия «Зачем нам помнить Халокост…», «Блокадный хлеб», «Города-герои», «Юные герои», «Улицы героев».
Родители являются активными участниками проектной деятельности, помогают детям найти информацию, участвуют в занятиях и развлечениях, активно пополняют экспонатами мини-музей «Память жива».
Мы видим, что участие в таких проектах способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.
Уверены, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.