Эльвира Юрьевна Самойленко
Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.
Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья дошкольников.
Публикация «Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главное условие благополучно развивающегося общества - это здоровье детей. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И. И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Проблема сохранения здоровья детей актуальны во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро стоит в образовательной области, где всякая практическая работа направлена на укрепление здоровья воспитанников.
Принцип «Не навреди!» является основополагающим в реализации данной программы.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗ
ДЕЛ[/b]
В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В настоящее время система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста. С. Б. Шарманова, А. И. Федоров наряду с положительными изменениями отмечают и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым можно отнести: не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров; разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.
Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.
Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно – оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.
Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально – гармоничного развития ребенка.
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.
Цели и задачи реализации программы:
На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ строится вокруг физиологического и медицинского подходов к организации воспитательно – образовательного процесса. Первостепенное значение уделяется вопросам здоровья детей и организации условий для его охраны и укрепления, а целью физического воспитания становится формирование привычки к здоровому образу жизни.
Между тем, поставленная цель может реализоваться только в ком-плексности решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач во всех направлениях работы с дошкольниками.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма.
Цель программы: формирование здорового образа жизни дошкольников и ценностного отношения к здоровью.
Задачи:
- пополнение знаний о поведении в быту и на улице, о значении режима дня, о пользе гигиенических процедур для здоровья;
- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса;
- развитие психофизических качеств (сила, ловкость, выносливость, координация);
- формирование навыков сохранения собственного здоровья;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
- воспитание у детей культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.
Основные принципы программы:
- участие - привлечение детей старшего дошкольного возраста к целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма и формированию здоровых привычек;
- информационная насыщенность;
- эмоциональность;
- массовость;
- активность;
- самостоятельность;
- комплексность;
- дифференцированный подход;
- преемственность и последовательность приобщения детей к ценно-стям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- внедрение спортивно - оздоровительных, спортивно - познавательных мероприятий;
- приобщение дошкольников к культуре здорового образа жизни, культуре правильного (здорового) питания;
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, имеет свою конкретную (частную) цель, решает конкретные задачи, ориен-тировано на достижение определенных результатов.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания здорового образа жизни призвана способствовать формированию у детей мотивации на сохранение своего здоровья, развитие двигательной активности дошкольников.
Критерием эффективности реализации данной программы может служить:
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- повышение уровня общей физической подготовленности, через уча-стие детей в спортивных мероприятиях.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
План
физкультурно-оздоровительных мероприятий
Дата
проведения Название Группы Форма прове-дения
Развлечение
«Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое». развлечение
Спортивная игра
«Если хочешь быть здоров…»
«Путешествие в страну Витаминию»
Познавательная игра
«
От физкультуры и спорта к здоровому образу жизни»
Физкультурный праздник
«Веселые старты»
Спортивные соревнования
«Звери, птицы, насекомые – наши добрые знакомые»
(Ю. А. Кириллова, стр. 122).
Физкультурный досуг
«Гигиена тела»
Познавательная игра
Веселые соревнования
«Мы и сами с усами»
День здоровья
«Сокровища пиратов
» Физкультурное развлечение в форме квеста
Спортивная игра «Зарничка»
«Огонь друг или враг?»
Развлечение по ОБЖ
«Спорт-это сила!»
Соревнования
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для реализации программы в ДОУ оборудован физкультурный зал и физкультурная площадка, где находится необходимый спортивный инвентарь и оборудование.
Создан материально-технический ресурс:
- компьютер, мультимедийное обеспечение для проведения бесед, просмотра презентаций о здоровом образе жизни.
Список используемой литературы:
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитатель-ном процессе. Научно – практический сборник инновационного опыта. М. : Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.-400 с.
2. Т. Е. Харченко «Физкультурные праздники в детском саду», ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения под редакцией С. О. Филипповой, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Т. А. Тарасова, Л. С. Власова «Я и мое здоровье», практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Школьная пресса, 2008.
5. М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет». ВАКО, 2007.
6. О. Николаева «Занимательные игры для детей на свежем возду-хе»/ООО «Феникс», 2008.
7. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.
8. Н. Б. Муллаева. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников:Учебно – методическое пособие-СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.