Надежда Никитина
Взаимодействие ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструктивное взаимодействие ДОУ и семьи»
Чтобы понять всю сущность данной темы, стоит дать понятие «конструктивного взаимодействия». Конструктивное взаимодействие - это любой шаг в коммуникации, который приводит к ожидаемым действиям либо к успешной корректировке ранее совершенных действий.
В статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона об образовании в Российской Федерации говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.» Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи» размещена в разделах
Таким образом, важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия детского сада с семьей. С этой целью ДОУ стремится к созданию необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй (пункт 1.4, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации и детей.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9).
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Для этого ФГОС ставит перед нами следующие задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области детско-родительских отношений;
- установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий;
- помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;
- привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;
- организовать пропаганду положительного опыта общественного и семейного воспитания; дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми.
Одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (пункт 3.2.5. ФГОС ДО).
Проводимая работа позволит повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей : - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится воспитателем по следующим принципами:
• высокий профессионализм;
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость воспитателя ДОУ;
• мотивирование родителей к взаимодействию с педагогом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия : дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т. п.).
В процессе взаимодействия, как показывает практика, воспитателям требуется помощь организационного характера и активная деятельность родителей в решении проблем детского сада. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе. Большинство родителей жалуются на то, что не получают конкретных советов по поводу развития ребенка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада (по сравнению с семьей) в подготовке детей к школе и общению со сверстниками.
Следует отметить, что в последнее время появилось несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Например, программа «Из детства - в отрочество» (научный руководитель - Т. Н. Доронова). Она основана на глубоком контакте родителей и педагогов. В ее содержании четко и обстоятельно выявляется установка на взаимодействие с родителями, выделяются методы и формы сотрудничества.
Таким образом, от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы педагогов детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
2. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями :
1. Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Активные формы и методы работы с родителями:
- занятия с участием родителей;
- совместные проекты;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- экскурсии;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями, информацию можно увидеть на сайте ДОУ.
Общение через социальные сети – ещё одно новшество в двустороннем плодотворном общении родителей и педагогов.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Система работы ДОУ с семьей :
Методы изучения семьи и принципы работы с родителями
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер работы с родителями;
-доброжелательность, открытость. - анкетирование;
-наблюдение за ребенком;
-посещение семьи ребенка;
-обследование семьи с помощью проективных методик;
- беседа с ребенком;
-беседа с родителями.
Виды работы с родителями
-дискуссии;
-круглые столы;
-конференции;
-игровые тренинги; -семинары, практикумы; -тематические недели;
-родительские собрания;
-досуги;
-творческие совместные выставки;
-фотовыставки;
-конкурсы;
-дни открытых дверей;
-совместные проекты -наглядная информация; -индивидуальные
консультации;
-использование СМИ, социальных сетей для освещения проблем воспитания и обучения детей;
-стенды и уголки для родителей;
Традиционные формы (собрания, тематические недели, выставки, конкурсы и т. д.) помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О. Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов.
Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых различных конкурсах, состязаниях: «Педагогическое поле чудес», «КВН», спортивные праздники, конкурсы знатоков педагогических секретов, устные жанры и др. Подобные формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, если чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия и уделять должное внимание педагогическому содержанию.
Исходя из трудностей по взаимодействию педагогов и родителей, Л. М. Кларина предложила открыть дискуссионные клубы и клубы по интересам для педагогов и родителей, спортивные секции для детей и родителей, библиотеки детской литературы и др.
Т. А. Данилина, в свою очередь, разработала рекомендации для работников дошкольных учреждений по проведению родительских собраний, психологического консультирования и выступлению специалистов-педагогов на родительских семинарах. Она также считает, что целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Идею Т. А. Данилиной о создании программ, которые стали бы ориентиром, как для педагогов, так и для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, поддерживают многие ученые
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Результатами правильной и полноценной работы педагога с родителями должны стать следующие показатели:
- должен повыситься уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития дошкольников;
- должна сформироваться мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ;
- должно быть единство у родителей и педагогов в стремлении и взглядах на процесс воспитания и обучения дошкольников;
- деятельность ДОУ должна стать доступной и открытой для родителей;
- должно быть сформировано единое образовательное пространство в рамках социального партнёрства ДОУ и семьи.
Библиография
1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. – 2006.
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2005. - № 1.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада : его цели и модели развития. // Детство. - СПб., 1998. - № 1.
6. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - ИТД "Корифей", 2008.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)