Светлана Мусакова
Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО
С. Б. Мусакова
СПб ГБДОУ детский сад № 154 Адмиралтейского района СПб
Социально – экономические преобразования современного общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советских учреждений сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ, дошкольных учреждений с различными видами приоритетной деятельности.
Публикация «Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС» размещена в разделах
Надо сказать, что и внутри одного образовательного учреждения так же возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.
Как следствие у семьи появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу и детский сад через свой выбор. Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Формировавшиеся социальные слои начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В результате образовательное учреждение оказалась в центре внимания родителей, СМИ и общества.
Традиционная практика организованных взаимодействий государства, семьи и образовательного учреждения давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных участников образовательного процесса. Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и дошкольного и школьного учреждения в системе их взаимодействий в образовательно-воспитательном процессе.
Так к середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
• Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
• Общие и групповые собрания.
• Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
На сегодняшний день более перспективным и эффективным видом взаимодействия является партнерство, но в то же время и более сложным с точки зрения его осуществления.
На территории Российской Федерации, уже год действует Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это документ досрочно четко сформулировал требования по взаимодействию Организации с родителями.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Важно подчеркнуть, что впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – иллюстрации, деловые игры. Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
2. ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
Творческие мозаики, семейные марафоны, театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.
Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение, как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.
Формы организации этой деятельности разнообразны: творческие мастерские, консультации – игротеки. При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.
3. ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Необходимо: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Используя только традиционные методы работы с родителями невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных необходимо использование инновационных форм работы с семьей. Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи:
1. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Этот принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. СОТРУДНИЧЕСТВО, А НЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им следует воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. ДИНАМИЧНОСТЬ
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.
5. ОТКРЫТОСТЬ
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Именно эти принципы помогают наладить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников. Поэтому в нашем учреждении этому уделяется особое внимание. Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
• -обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;
• -раскрыть творческие способности семей воспитанников;
• -вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми;
• -формировать общественное мнения о значимости дошкольного воспитания;
• -привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
• -активизировать воспитательные возможности родителей;
Каждый сотрудник ДОУ принимает активное участие в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Воспитатели групп и специалисты активно используют в своей работе, как традиционные методы, так и инновационные. Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми.
Значимую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например: тематические выставки поделок своими руками, совместные «субботники», праздничные утренники, мастер-классы, посиделки и т. д. В нашем учреждении стало хорошей традицией проведение общего танца (ребенок и взрослый) на организованных в ДОУ праздниках.
Большое количество мероприятий проводится с участием родителей, где они выступают в роли и зрителей, и участников. С каждым разом родителей-участников становится все больше и как результат: заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, родители охотно и активно участвуют в повседневной жизни ДОУ, ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Проводимая нами работа позволила получить новые знания о сущности и закономерностях процесса взаимодействия с семьями воспитанников, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой педагогической деятельности. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию.
Таким образом, стоит отметить, что социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Список используемой литературы:
1. Вершинин В. Н., Шаркаев Р. Н. Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы: методические материалы и рекомендации к областному родительскому собранию. Материалы из опыта экспериментальной работы МОУ СОШ №52 г. Ульяновска. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 31 с.
2. Грибоедова Т. П., Медведева Н. З., Москвина Т. В. Журнал «Начальная школа плюс до и после». М. : Издательство ООО «Баласс», 2009 №3.- 95 с.