Оксана Малинина
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Семья - уникальный и специфический социальный институт,
посредник между индивидуумом и государством,
транслятор функциональных ценностей
от поколения к поколению,
психологическое убежище человека
от столкновения его с внешней средой,
место восстановления его духовных сил
и эмоционального равновесия»
(М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, З. А. Янкова)
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей» размещена в разделах
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
От того как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное приобретение нового качества или неуспешное с последствием для здоровья.
Современные родители - это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Поэтому в наше время очень важное место в воспитании ребенка занимает взаимодействие с семьей.
1. Взаимодействие с семьей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей :
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Исследования российских ученых, проведенные в конце ХХ - начале ХХI в., показали, что социально-экономические преобразования в стране отразились на семье и происходящем в ней процессе воспитания детей.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявить, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
От того как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное приобретение нового качества или неуспешное с последствием для здоровья.
Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями (и другими специалистами детского сада) призвано предупреждать возникновение проблем «отцов и детей» и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
2. Уровни взаимодействия ДОУ с семьей
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада, к которым относятся:
· Заведующий ДОУ, совет педагогов;
· Медико-психологическая служба, старший воспитатель (заместитель заведующего, заместитель по АХЧ;
· Педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
· Детский коллектив.
ДОУ возглавляет заведующий, являющийся символической фигурой, которая представляет организацию. На ней лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду. В должностные обязанности заведующей входит обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями.
Старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность. В соответствии с должностными обязанностями он организует просвети тельную работу для родителей, взаимодействует с ними.
Педагог психолог создает психологически безопасные условия для субъектов образования процесса детей, педагогов, родителей. Педагог- психолог (в соответствии с должностными обязанностями) :
· Помогает воспитателям, родителям, педагогическому коллективу решать конкретные проблемы;
· Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития детей;
· Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей, в том числе и культуру полового воспитания;
· Консультирует работников по вопросам развития ДОУ, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психической компетентности воспитанников, педагогов, родителей.
Профессиональная ответственность старшей медицинской сестры включает совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка, для которой характерны индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье;
· Осуществляет консультативно-просветительную работу с педагогами и родителями (законными представителями) по профилактике заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил, предупреждению распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;
· Оказывать (по возможности) необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дает рекомендации родителям
· по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам;
· Участвует совместно со специалистами других структурных подразделений (методического, психолого- педагогического и др.) в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам воспитателей и родителей (законных представителей) с привлечением специалистов других профессий;
· При поступлении ребенка в ДОУ у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения;
· Участвует в родительских собраниях.
Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Он больше, чем другие специалисты, входящие в систему управления, связан с семьей. В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников.
Каждый уровень системы управления должен находиться в рамках должностных обязанностей и инструкций. Однако для развития взаимодействия ДОУ с семьей этого недостаточно.
3. Характеристика семьи
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение правильно воспитывать свое дитя - одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже - в родительских мотивах, причина может быть в сложившейся системе взаимодействия в семье. Семья как любая система - самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистическими, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки.
В практике используют деление семей на:
• Благополучные, когда оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросом воспитания детей;
• Формально благополучные, когда благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей;
• Неблагополучные, в которых явно просматривается дефекты воспитания - наказание детей;
Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит его в свои отношения со взрослыми и детьми вне семьи. Поэтому по поведению ребенка в детском саду, как правило, можно судить о его семье, о характере семейного воспитания. Если поведение ребенка отклоняется от нормы - это тревожный сигнал для педагогов о неблагополучии в его семье. Но не всегда причина неблагополучия лежат на поверхности: бывает, что внешне благополучная семья производит положительное впечатление, но при более близком знакомстве выясняется, что ребенок в ней фактически заброшен - родители не уделяю ему необходимого внимания, не занимаются его воспитанием, считая это обязанностью детского сада. К неблагополучным семьям должны быть отнесены и такие, где родители создать для ребенка материальный комфорт, но совершенно не заботятся о его всестороннем воспитании. Современный педагог воплощает идеи личностного ориентированной педагогики не только в походе к детям, но и во взаимодействии с родителями на основе взаимодействия и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок педагога наших дней. Успех взаимодействия определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психического климата коммуникации и осуществлять общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта.
Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на «концепцию дошкольного воспитания», в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
4. Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье
Характеризуется комплексом факторов:
· Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
· Практическая помощь семье в воспитании детей;
· Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
· Активизация их педагогического самообразования и др.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е.» их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Для формирования сотрудничества взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща.
Чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить усилия для достижения эффективных результатов. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
5. Формы взаимодействия с семьей
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада:
Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренинги, мастер-классы, семинары практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование и тестирование и др.)
Индивидуальные формы работы (консультации, «Почтовый ящик» (собрать банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.)
Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото уголок, устный журнал, ОКНО – очень короткие новости, и др.)
Шесть стратегий взаимодействия
1. Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон. Позитивное взаимодействие основано на доверительных отношениях педагога и родителей.
2. Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу. Педагог старается найти подход к каждой семье, всячески пытается вовлечь их в совместную деятельность и видеть в лице родителей воспитанников заинтересованных участников педагогического процесса.
3. Уклонение от взаимодействия : обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности. Педагог старается не привлекать внимания к своей работе, не желает делиться своими профессиональными трудностями, так как опасается критики со стороны коллег и претензий со стороны родителей
4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме. Педагог занимает активную позицию, проявляет наблюдательность, делает выводы о ребенке на основе не случайных, а повторяющихся особенностей поведения, искренне заинтересован в достижении результатов обучения и воспитания, поэтому стремится наладить контакт с родителями с целью выполнения методических рекомендаций, соблюдения одной линии воспитания в ДОУ и семье.
5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия). Выбирая стратегию противоборства, педагоги не уступают, а стараются доказать родителям свою правоту, тем самым провоцируя конфликт.
6. Компромиссное взаимодействие : стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства. Стороны признают различия во мнениях и после дискуссии по возникшему вопросу, предложения и анализа альтернатив, приходят к взаимовыгодному варианту решения проблемы, удовлетворяющему интересы обеих сторон. При этом и педагог, и родители подчеркивают значимость решаемой проблемы, готовность выслушать друг друга, демонстрируют умение конструктивно вести переговоры.
Вывод
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на «концепцию дошкольного воспитания», в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
Целесообразно значительную часть образовательной работы организовать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща. Чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт педагогов с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения в ДОУ позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Список литературы
1. Антонова Т. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т. С. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Управление дошкольным образованием. -2003.-№4-с. 80-84.
2. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника/ Е. П. Арнаутова. -М. : Просвещение, 1994. - 206 с.
3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007
4. Давыдова О. И. Работа с родителями в микрорайоне: метод. рекомендации для студентов и работников дошкольного образования/ О. И. Давыдова, Л. Н. Гусева, Е. Б. Меньшикова. - Барнаул, 2003.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей/ Т. Н. Доронова//Дошкольное воспитание. -2004.-№3.-С.