Лучший педагог года

Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций

Светлана Шимолина
Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы

Для современного периода в образовании характерны поиск духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и установок. По оценке философов и культурологов, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рассогласовании цели и средств, слова и чувства, мотива и поступка. В результате, современная культура теряет индивидуально-личностные черты, национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к окружающему миру. Выход из создавшегося положения видится в возвращении к фундаментальным ценностям народной культуры, хранителями которой являются народные традиции.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций» размещена в разделах

Народные традиции – феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько кладовая вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которых выступает духовность. Общество может ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть нравственные ориентиры.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. Согласно ФГОС ДО, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, является одним из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста. Человек должен знать Родину, в которой он живет и уметь вести себя в обществе, среди сверстников и взрослых. Так как мы живем на земле Олонхо, необходимо расширять представления детей об обычаях и традициях народа Саха. В детском саду № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик» г. Удачного вариативная часть Основной образовательной программы предусматривает расширение представлений о народных традициях, культуре и быте народа Саха в рамках факультатива «Якутяночка», что помогает подвести воспитанников к пониманию того, что наша малая Родина – часть большой многонациональной страны России с богатой культурой и традициями.

Народные традиции открывают огромные возможности для воспитанников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, общественными требованиями.

В детском саду № 37 «Звездочка» приобщение воспитанников к народным традициям осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Активное взаимодействие с семьей позволяет нам создать единое педагогическое пространство для гармоничного развития ребенка. Взаимодействие с семьями, в соответствии с ФГОС ДО, осуществляется на основе партнерства, взаимного уважения, доверия и помощи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в образовательной деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. В связи с этим, коллективом детского сада определена цель - приобщение воспитанников к народным традициям во взаимодействии с их семьями.

Достижение поставленной цели осуществляется через задачи:

1. Развивать интеллектуальные, творческие способности, познавательную активность воспитанников через ознакомление с народными традициями родного края, Отечества;

2. Воспитывать духовно-нравственные качества воспитанников посредством приобщения к народным традициям;

3. Формировать уважительные взаимоотношения между родителями, педагогами и детьми.

Приобщение воспитанников к народным традициям строится на основе интеграции таких видов деятельности, как: игровая, коммуникативная, проектная, продуктивная при соблюдении ряда принципов дошкольного образования:

- индивидуализация, креативность образовательного процесса;

- сотрудничество детей со взрослыми в поддержке инициативы в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность;

-психологическая комфортность;

-учет этнокультурной ситуации в развитии воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в разных формах и направлениях. Прежде всего, родители принимают активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы: национальные костюмы для кукол, элементы народного творчества (чорон, туесочки, кытыйа и др., изделия народных промыслов (хохлома, гжель, дымково и др., наглядные пособия, макет якутского национального жилища). Семьи воспитанников принимают участие в оформлении групповой комнаты в этническом стиле, учитывая эстетичность, разнообразие материалов (различные виды ткани, бумаги, природный материал, пластик, кожа, мех) и нестандартных технологий (квиллинг, декупаж, бисероплетение, тестопластика, нитяная графика).

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в образовательной деятельности и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых в детском саду создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. В этом плане интересны такие проекты, как: «Якутская национальная посуда», «Бабушкин сундучок», «Одежда народов Севера».

Приобщение к народным традициям эффективно при разучивании народных подвижных игр, поскольку испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта, колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. На спортивном празднике «Папа, мама и я - спортивная семья» совместно с детьми родители показывали ловкость, смелость, быстроту и находчивость в якутских народных играх («Перетягивание палки», «Соколиный бой», «Стрельба в цель») и русских народных играх («Горелки», «Кот и мышь», «Лапта»). Народные игры позволяют почувствовать себя частью своего народа, способствуют утверждению добрых взаимоотношений.

Неоценимым средством приобщения детей к народным традициям является устное народное творчество. Создана библиотека произведений эпоса Олонхо и русского народного фольклора, которые оказывают влияние на разум, чувства воспитанников, несут информацию о моральных устоях, культурных ценностях, нравственных качествах своего народа и, в итоге, воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

Поскольку детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, эффективно использование «живых» наглядных примеров. Совместно с родителями организовываются экскурсия в музей города Удачного, где воспитанники подробнее знакомятся с особенностями якутского национального быта и элементами народного творчества. В рамках социального партнерства с образовательными организациями города воспитанники имеют возможность наглядно познакомиться с особенностями русского старинного быта в мини-музее «Русская изба» детского сада № 46 «Сказка» г. Удачный.

В целях приобщения воспитанников к народным традициям эффективна такая форма взаимодействия, как «Гость группы» (организуются встречи с демонстрацией якутского и русского национальных костюмов, авторских вариантов национальных костюмов в современном стиле и способов использования отдельных его элементов).

Ежегодной традицией города является празднование Дня республики Саха (Якутия, в ходе которого родители, дети и воспитатели имеют возможность продегустировать разнообразные национальные блюда народа Саха, восхититься разнообразием национальных костюмов, народными песнями, танцами и игрой на хомусе.

Песни, игры, загадки - главные составляющие народных праздников. Каждый народный праздник сопровождается обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире, о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений, о взаимоотношениях людей. Традиционно на старинный русский праздник «Масленицу» совместно с родителями организуется чаепитие с русскими народными песнями и танцами, в ходе которого дети узнают об истории этого праздника. Ежегодно совместно с музыкальным руководителем и родителями организуем якутский праздник - «Ысыах». «Ысыах» для народа Саха – праздник нового года, всеобщий день рождения Природы и Человека. «Ысыах» связан с добрым и светлым началом и надеждами на будущее. На участке детского сада дети, родители и воспитатели, загадав желания, привязывают подготовленные ленточки «Салама» к веточкам деревьев.

Совместная деятельность с родителями по приобщению к народным традициям расширяет границы детского сада и предусматривает сотрудничество с организациями образования, культуры и спорта нашего города. Совместно с родителями воспитанники принимают участие в творческих, музыкальных и спортивных мероприятиях, связанных с народными традициями, не только на уровне детского сада, но и на уровне города (конкурс «Елочная игрушка своими руками», района (конкурс «Бумажное чудо», IY Районный фестиваль детского творчества «Искорка», (номинация «Развеселый хоровод», общероссийском (творческие конкурсы «Мои таланты», «Рассударики», «Время знаний», «Достижение» в номинациях: «Родной край», «Семейные традиции», «Мамочка-любимая моя», «Праздники», «Декоративно-прикладное искусство», «Рисунок», международном (творческий конкурс «Артталант», «Новогодняя красавица», «Жизнь и творчество русских художников», «Чудо-Гжель», «Карандашик») уровнях. По рейтингу достижений воспитанников детских садов – филиалов АН ДОО «Алмазик» по результатам 2015-2016 учебного года детский сад № 37 «Звездочка» г. Удачный традиционно занял I место.

Вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители (законные представители) становятся активными участниками образовательных отношений. Совместная деятельность с родителями (законными представителями) по приобщению к народным традициям способствует формированию у детей толерантного отношения, чувства принадлежности, любви и уважения к Родине, развитию культурно-ценностных ориентаций и способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Литература:

1. Данилова И. И. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому эпосу Олонхо/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 164-166.

2. Ефремова Е. И. Ознакомление с народным творчеством// Чемчуус саас. 2007. № 3(7). С 19-20.

З. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Киселева О. С. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе приобщения к культуре якутского и русского народов/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 181-185.

5. Пархачева О. В. Приобщение детей к ценностям народной культуры посредством работы с берестой// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014 № 6. С. 42-53.

6. Поздеева С. Е. Значение этнокультуры народов севера в детском саду с русскоязычным составом детей// Чемчуус саас. 2011. № 1(21). С 49-57.

7. Савинова Т. М. Основные формы работы с семьей/ Материалы Республиканского семинара специалистов дошкольного образования «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС ДО». – Мирный, 2015. С. 171-174.

8. Тоторкулова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольника/ Галерея методических идей; под ред. Нечаева Н. П. - Чебоксары: Экспертно-методический центр,2016.-710 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много,.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Взаимодействие детского сада и семьи В преддверии весеннего праздника! Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья".И наш коллектив.

Взаимодействие детского сада и семьи — условие повышения качества образования Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка. Каримова Гульчечек Фаатовна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства детского сада Ребенок как маленькая песчинка в огромном океане жизни. Если песчинка попадает в благоприятные условия, то через некоторое время она превращается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 04:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие детского сада и семьи на основе возрождения народных традиций» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шимолина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД