Светлана Новожилова
Взаимодействие детского сада и семьи, как необходимое условие развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Инновации в образовании на сегодняшний день опираются на разработку новых, современных форм взаимодействия с родителями.
Отметим, что семья – это коллектив, связанный между собой системой отношений, помогающей ребенку постигать мир. В этом главное значение семьи для дошкольника.
Множество социальных исследований посвящено вопросам педагогической компетентности родителей. Во многих исследованиях понятие компетентность родителей сводится к понятию «образование, просвещение родителей» (Данг Лан Фыонг, Е. А. Кудрявцева, М. А. Бурд, В. И. Сметанина).
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Родительская компетентность – это грамотность в вопросах развития, образования и воспитания своего ребенка.
Целый ряд авторов – психологов, педагогов изучали данную проблему. Это А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. С. Алексеева, И. А. Андреев, Н. И. Болдырев и др., а также современники – Степанов О. В., Рогов Е. И., Будик И. Б., Белоусова О. В., Гончарова Е. Ю., Алексеенко. Данные авторы изучали образование родителей в вопросах воспитания. Они писали об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.
Компетентный родитель, на наш взгляд, это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит это чувство на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его малыш и предпринимать усилия для того, чтобы ее изменить в лучшую сторону.
Постоянно общаясь с родителями, педагог не может не учитывать недостаток родительской компетентности в вопросах развития ребенка. Педагоги отмечают: родители, зная и понимая цели и задачи развития и воспитания, затрудняются в их практическом осуществлении. В беседах с родителями должно подчеркиваться, что развитие ребенка всегда творческий поиск, который не терпит бездумности и скороспелых решений. Родители должны понимать, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Чтобы помочь родителям стать более компетентными, в современном образовании используются новые формы взаимодействия : проектная деятельность, использование информационных технологий (он-лайн конференции, блоги, сайты ДОУ, электронные коммуникации и многое другое).
Любое взаимодействие опирается на понимание. Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду требует взаимного понимания и взаимных отношений. Взаимодействие с семьей – одна из сложных проблем современного образования. Поэтому, одним из ведущих умений педагога является: выстраивание диалога, конструктивное взаимодействие, умение грамотно отвечать на вопросы, интересующие родителей.
Из опыта своей работы, могу сказать, что родителей интересует все, что касается развития и воспитания детей. Они интересуются успехами своих чад, задают вопросы, участвуют в мероприятиях группы и ДОУ, предлагают идеи участия в образовательном процессе.
Кроме форм взаимодействия с родителями, таких как проектная деятельность, использование информационных технологий, я использую мастер-классы, практикумы и совместные НОД. Предлагаю одну из форм взаимодействия – семинар-практикум, который представлен в приложении 1.
Практикум был разработан по запросу родителей. Направлен на повышение педагогической компетентности по развивающим играм, которые используются при реализации образовательной программы ДОУ («Сложи узор», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»).
В ходе практикума родителям была представлена презентация по играм, которая отражала содержание и специфику развивающих игр.
После презентации был предложен для просмотра видеоролик, где дети решали поставленную задачу при помощи вышеописанных игр. Отметим, что родителей ролик приятно удивил, тем, что дети легко и просто управляются с играми. Затем родители сами попробовали выполнить задания, некоторые из которых вызвали у них затруднения. В целом практикум оставил у родителей хорошее впечатления, которыми они поделились в отзывах.
Таким образом, использование различных методов работы (опрос, видеопросмотр, практическая игровая деятельность) позволили родителям показать приемы развития детей в домашних условиях и актуализировать необходимость взаимодействовать с ребенком в семье.
Использованная литература:
1. В. А. Деркунская «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО», изд-во «Детство-пресс», 2018
2. Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников», М. Просвещение, 1990
3. Ш. А. Амонашвили «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», 1982
4. «Я - компетентный родитель», библиотека ДОУ
5. Интернет-ресурсы: сайт KazEdu https://www.kazedu.kz/referat/128271/2
https://melkie.net/;
https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-stol/roditelskaja-kompetentnost.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/17/razvitie-roditelskoy-kompetentnosti-v
Приложение 1
Сценарий семинара – практикума «Забавные игры для развития ума»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по развивающим играм.
Задачи:
1. Познакомить родителей с развивающими играми «Сложи узор», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
2. Способствовать практическому применению развивающих игр.
3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми через развивающие игры.
Ход семинара-практикума:
Для знакомства проводится игра «Броуновское движение» (родителям предлагается передвигаться по группе в хаотичном порядке и тем, кого встретят на пути, назвать свое имя)
1 часть: вводная
Беседа «Какие игры вы считаете полезным для развития ума?»
2 часть: презентация развивающих игр
Мы хотим вас познакомить с дидактическими играми, в которые мы играем с детьми, рассказать о способах и методах работы с играми.
Просмотр презентации
Итак, игра «Сложи узор»
Кубики помогают развивать пространственное воображение, умение анализировать, логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветовосприятие.
Сначала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.
Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.
Игра «Палочки Кюизенера»
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Вот несколько причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать палочки Кюизенера:
1. Палочки – одни из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя.
3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.
4. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследования.
5. Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
6. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
7. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
На начальном этапе (2-4 года) занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
- Детям предлагается выложить по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.
- Сравнение палочек по длине, высоте, по количеству (одна, много).
- Выкладывание квадратов, прямоугольников, ориентировка на листе бумаги (в середине – красная, слева – голубая, упражнение «продолжи ряд».
Воспитатель: А теперь предлагаю посмотреть, как с этим справляются дети.
Показ фрагмента видео, где дети работают с кубиками «Сложи узор» и палочками Кюизенера.
Воспитатель: Чтобы продолжить практикум нам надо объединиться в группы и сделаем это мы с помощью игры «Атомы и молекулы».
Сначала все игроки – атомы. Они беспорядочно перемещаются по группе. По команде ведущего «атомы» должны объединиться в молекулы. По команде: «Молекулы по два!» - объединиться в пары, «молекулы по три» - в тройки. В молекулу могут объединиться и пять, и шесть атомов.
С помощью этой игры воспитатель объединяет родителей в три группы: палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» и блоки Дьенеша.
После игры родители начинают выполнять задания с кубиками и палочками в подгруппах
Задание № 1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Пароход», «Золотая рыбка») и зарисуйте один из узоров в тетрадь.
Задание № 2: Сложите узоры по нерасчлененному образцу (лебедь, светофор, чашка).
Задание №3
Из цветных палочек составьте числа 6,7, 8 из двух наименьших чисел
Воспитатель: А сейчас перейдем к логическим блокам. Что же это такое?
Просмотр презентации об игре «Логические блоки Дьенеша»
Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из фигур, различающиеся четырьмя свойствами:
- формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
- цветом – желтые, красные, синие
- размером – большие и маленькие
- толщиной – толстые и тонкие
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное знание, чему учат эти игры – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.
Сначала детям предлагаются самые простые игры:
- Найди все фигуры, «как эта» по цвету (по размеру, форме);
- Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету);
- Построить как можно длинную цепочку из фигур: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
- Разделить фигуры, чтобы у одного героя были все круглые, у другого все большие и т. д.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Практические задания:
-Построить дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но:
- родителям предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством,
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами,
- чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Воспитатель: А сейчас еще одно видео.
Показ фрагмента видео, где дети работают с блоками Дьенеша и решают игровые задачи (нахождение фигур-«печенья» по двум свойствам: цвет и форма, форма и величина, цвет и величина)
3 часть: Рефлексия
Педагог раздает родителям листочки с вопросами, на которые они должны ответить. Родителям были предложены вопросы:
1. Что сегодня было для вас полезным?
2. Будете ли вы применять полученные знания?
3. Какие еще вопросы вас интересуют?
4. Ваши впечатления от мероприятия