Арнольдова Галина
Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
I. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Оно объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерство режиссеров и актеров. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Эта близость кукольного театра к детской игре и лежит в основе одной из теорий их возникновения.
Публикация «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.
II. «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияния на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Цель:
- Развитие речи детей-дошкольников через использование театральной деятельности.
- Развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационные и творческие способности; двигательной активности; умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».
7. Повысить культурный уровень дошкольников, организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально-игровой деятельности и методами развития речи; углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.
III. Мы начинаем свою работу с составления плана. Определяем основные направления деятельности : развитие речи детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.
Ставим следующие задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
обогащать и активизировать словарь детей;
воспитывать правильное звукопроизношение;
учить детей диалогу;
стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация)
Темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д.
Сказки приходят к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
Чтобы обучение шло успешно, мы стараемся предусматривать следующие моменты:
положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;
непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;
активность детей на занятиях становится более целеустремленной и избирательной;
эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.
Сначала исполнителем всей ролей становится сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный и доверительный, радостный и или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом походкой.
Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
IV. Используем следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались … и услышали …»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.)
Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед! «или «мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.
Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональнее и искренней.
V. Работа строится в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный. Цель: определение основных направлений. Первый этап включает знакомство детей с содержанием, изготовлением костюмов и атрибутов, работу над ролью. Идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данной этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
2 этап Практический. Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. д.)
Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность, происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
Распределение ролей
Подготовка атрибутов, бутафории, костюмов, для инсценировки
Работа над ролью
Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
Сочинение различных случаев из жизни героя, не придуманных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
Работы над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает)
VI. Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.
- работа над речью
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой, и характером роли
3 этап Формирующий. Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью. Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
4 этап Аналитический Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
VII. Результат.
Использование на занятиях театрализованной деятельности, как основной формы развития речевых умений у детей дошкольного возраста, несомненно, увеличивает эффективность развития речи детей.
Замкнутые дети стали более раскрепощенными. Родители стали с удовольствием участвовать в праздниках, как досугах, театрализованных постановках.