Любовь Кушкина
Выступление «Духовно-нравственного воспитание детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки. Музыки, фантазии, творчества. Без этого он- засушенный цветок.»
В. А. Сухомлинский
Сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный и начинать его необходимо с самого раннего детства.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Для того чтобы дети и родители знали свои корни, традиции своего народа, гордились подвигами героев и с уважением относились не только друг к другу, но к другим народам, мы ведём работу по приобщению воспитанников к культуре нашего народа, ознакомлению с историей и традициями, воспитывает доброжелательные отношения к окружающим и близким людям.
Родители играют ключевую роль в становлении своих детей на духовный путь развития. Они являются своеобразными проводниками знаний и культурных ценностей. Без их участия сложно будет найти подход к тому или иному ребенку, так как большинство проблем идут из семьи, воспитания, взаимоотношений с родителями, традиций и прочее. Таким образом, заниматься духовно нравственным развитием ребенка должны не только воспитатели, но и его родители. В противном случае достичь результатов удастся не скоро.
В нашей группе оформлены различные центры и уголки по духовно-нравственному воспитанию, где собран теоретический и практический материал не только для детей, но и для родителей:
- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения образовательной деятельности;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации.
Мы стараемся интегрировать духовно-нравственное содержание воспитания в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, чтение художественной литературы и т. д.
Например: в организации сюжетно-ролевых игр мы учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- в театрализованной деятельности способствуем воплощению нравственных чувств в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»).
В группе оформлены православные и краеведческие центры для детей.
Краеведческий центр содержит: символику России, Белгородской области, Прохоровского района; портрет президента В. В. Путина; фотоальбом «Наш поселок»; образцы русских и костюмов белгородской области; дидактический материал «Защитники Отечества», «9 мая – День Победы», «Великая Отечественная война»; предметы народно- прикладного искусства.
В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Прохоровского района», «Святые места России», «Православные святые»).
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал родителей в вопросах православного воспитания детей, заинтересовать их (родителей) к духовной жизни ребенка. Родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
В старшей группе осуществляются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию :
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, с Днем защитника Отечества, с Днем Победы;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Взаимодействие с родителями в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники; совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей; встречи со священнослужителем.
Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.