Марина Горева
Консультация педагога-психолога на родительском собрании «Навстречу школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и наступил вечер. Вас пригласили сегодня вновь поговорить о ваших детях, пожить их жизнью. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Хорошо, что я нашла (нашел) время прийти сюда и могу провести час с людьми, у которых есть дочки и сыночки, такие же, как у меня. Осталось чуть меньше месяца, и дети уйдут от нас, а осенью они станут школьниками. Новые проблемы, новые успехи. И извечный вопрос: «Как будет учиться мой ребенок? Готов ли он к школе?». Сегодня мы поговорим об этом. Но прежде, пожалуйста, на листочках, лежащих перед вами, напишите свое имя и прикрепите на грудь. Итак, начинаем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга громкими хлопками, которые будем передавать по цепочке.
Публикация «Консультация педагога-психолога на родительском собрании „Навстречу школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Психология школьников
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Упражнение-разминка «Лимон»
Цели: снятие физического и психического напряжения, мотивирование на предстоящую работу.
Ведущий: Чтобы снять напряжение рабочего дня, выполним простое упражнение.
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
Желаю вам хорошего настроения на предстоящий час нашего общения и на весь последующий вечер!
3. Упражнение «Беспокойство»
Цель: способствовать выявлению степени беспокойства родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу и причин, вызывающих его.
Ведущий: У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка : карточка синего цвета — сильное беспокойство; карточка желтого цвета — проявляется иногда; карточка зеленого цвета — отсутствует вообще.
Вопросы для анализа:
• Скажите, пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
• В чем вы видите проблему вашего беспокойства?
• От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Очень часто родители стесняются выражать свои личные проблемы вербально, поэтому важно помочь высказаться. В этом случае хорошо использовать социо-игровой прием. «Посмотрите, что у вас лежит на столе? Верно, карточки. И они разного цвета. А почему, я расскажу». Родители дают ответы, анализируя свое состояние.
Вывод: Не всегда есть время проанализировать свое состояние. Сейчас вы подумали, провели определенную работу над собой. Первый шаг к положительному решению того, что вызывает беспокойство или почему его совсем нет. Все изменения зависят только от нас. Иметь хорошего ученика — мечта каждого родителя.
4. Упражнение «Наши фразы»
Цели: развивать способность к анализу своих слов и действий, стимулировать на применение правильных оборотов речи для активизации у детей желаемых поступков при подготовке к обучению.
Ведущий: У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители школьников, а также окружающие ребенка взрослые.
Прочитайте их и прокомментируйте:
• «Вот пойдешь в школу, там тебе…»
• «Ты, наверное, будешь двоечником…»
• «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»
• «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»
Провожая ребенка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»
Проигрывание фраз позволяет родителям более открыто комментировать написанное, так как это не касается именно их, но в ходе обсуждения каждый берет то, в чем у него проблема. Конечно, ошибочные представления присутствуют, например фраза «Коля, ты мне обещаешь…».
Одна мама считала, что надо обязательно настраивать ребенка на обещание не драться, но в ходе полилога мнение поменяла. Если ребенок пообещает, он должен выполнить, а обстоятельства могут быть разными. Привыкнув обещать и не выполнять, ребенок потеряет смысл обещания. Нельзя заставлять или просить детей дать обещание вести себяхорошо или перестать вести себя плохо. Когда ребенок дает обещание «с чужих слов», он как бы выписывает чек в тот банк, где у него нет счета.
Примечание. Упражнение является эффективным, так как заставляет задуматься о положительных и отрицательных моментах воспитания детей.
5. Мини-лекция «Школьные трудности»
Цель: способствовать компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Ведущий: Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных на наш взгляд стереотипов.
Причина школьных неудач может крыться в психологической незрелости ребенка, в слепой любви со стороны родителей к своему ребенку.
Так что же такое термин «психологическая готовность», как вы его понимаете и важна ли психологическая готовность при поступлении ребенка в школу?
Психологическая готовность включает в себя несколько аспектов.
Это прежде всего желание ребенка идти в школу, мотивация обучения, желание получать знания. Умение слушать и выполнять задания учителя, даже если они неинтересны.
Результаты обследования показали, что 14 детей этой группы имеют учебную мотивацию, т. е. они хотят учиться, готовы слушать учителя, выполнять домашние задания, носить форму, если таковая будет. У 5 детей игровая мотивация — дети еще не наигрались. И у 6 — пограничная мотивация. Есть предпосылки учебной мотивации, но настолько же является ведущей и игровая.
Это и определенный запас знаний об окружающем мире, о себе, а так же уровень развития памяти, внимания, мышления, речи.
При всем этом не менее важно умение ребенка управлять собой, своей двигательной активностью, что очень необходимо при 35–40 минутных уроках. Это волевой аспектпсихологической готовности к школе, т. е. ребенок должен приложить усилия воли для того, чтобы учиться. Работоспособность детей современности невысокая. Быстрая утомляемость снижает внимание, скорость выполнения заданий. Тесты показали, что в основном дети данного возраста имеют средний уровень работоспособности.
И, наконец, эмоциональный аспект психологической готовности — это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя, стремление к общению со сверстниками и взрослыми. Часто дети не могут различить эмоциональное состояние людей. В основном дошкольники различают состояние радости, злости, страха. Затруднения вызывают такие чувства, как удивление, горе, интерес.
Поэтому, если ваш ребенок собирается в школу, без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись, даже если он «лучше всех», даже если он уверен в себе, а вы уверены в нем.
Необходимо также читать книги детям, обсуждать содержание, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым читали и читают вслух книжки. У этих ребят хорошо развита речь, они и сами будут любить читать.
Дети увлечены современными техническими средствами. Нельзя, как это не банально, смотреть телевизор более 30 минут. При просмотре нет развития мышления, затормаживается эмоциональная сфера человека.
Ребенок постепенно становиться потребителем информации без стремления к собственной умственной работе, без навыков самостоятельной переработки информации, без познавательной активности.
Бывает, что визуально ребенок кажется очень любознательным, а на деле наоборот. И совершенно неактивный ребенок может иметь высокий уровень любознательности. Это зависит от того, насколько сами взрослые стремятся к познанию, стимулируют познавательную активность своих детей, приобщая к книгам, познавательным передачам.
Компьютерные игры и игровые приставки тренируют в основном скорость реакции ребенка на определенные стимулы, немного тренируют внимание, но при продолжительной игре появляется нарастающее утомление и, как следствие, нервное истощение.
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учебе относится как к игре: «хочу — делаю, хочу — нет».
Впереди лето, возможность оздоровить ребенка и, если необходимо, закрепить то, что он недостаточно усвоил. Ведь никто никогда не ставил на последнее место этот фактор готовности. Здоровье ребенка — залог его успешного обучения.
Нашу встречу я хочу закончить словами Л. Венгера: «Быть готовым к школе уже сегодня — не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».
6. Рефлексия
Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете? Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься? Считаете ли вы эти упражнения полезными? Какие открытия вы сделали?
Поздравляю вас с успешным окончанием учебного года. Этот год был достаточно непростым, порой не всё складывалось легко, но можно с уверенностью сказать – это был интересный, насыщенный событиями, мероприятиями, победами и успехами год.
Наши дети стали ещё на один год старше, а значит здоровее, смышлёнее, умнее. Мы вместе с ребятами прошли немало испытаний и трудностей на пути к овладению новыми знаниями, навыками и умениями. Кому-то всё давалось легко, кому-то приходилось прикладывать немалые усилия для достижения поставленных целей, но все достойно прошли нелёгкий путь.
И, конечно же, впереди лето, а это значит - прогулки! И здесь нам в помощь катание на велосипеде, роликовых коньках, качание на качелях, игры с мячом, купание, игры с песком и подвижные игры – всё это способствует развитию общей, мелкой, тонкой моторики, межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной функции. А это друзья, отличная база для развития детей.
На этом я заканчиваю своё выступление, и желаю Вам набраться терпения, запастись любовью и конечно же отдохнуть. (Психолог раздает родителям результаты диагностики и буклеты). Спасибо за внимание.
Сейчас я готова ответить на ваши вопросы уважаемые родители.