Людмила Лебедева
Выступление «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей является создание предметно-развивающей среды.
Задачи формирования предметно-развивающей среды :
1. Создание экологической и психологической образовательной среды;
2. Создание игровой развивающей среды;
3 Обеспечение безопасности жизни детей.
Публикация «Выступление „Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
На втором году жизни возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка - предметная деятельность. Она является ведущей, т. к. обеспечивает развитие внимания, памяти, речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в процессе практических предметных действий.
Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действия с предметами. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету, орудию. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Например, вылавливание плавающих игрушек с помощью сачка.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает правильными способами использования предметов.
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы (пирамидки). ( Дидактические игры: «Проведи шарик по дорожке», «У каждой фигуры своё окошко», «Играем с матрёшкой», шнуровки.)
Действуя с подобными игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Т. о. формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование.
Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент (музыкальные игрушки).
Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.
Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- шнуровки и застёжки;
- фигурные пирамидки;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (разрезные картинки, кубики).
Развитие речи осуществляется в совместной деятельности и в общении со взрослыми.
Игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны содержать материал для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.
Это могут быть:
- картинки с изображением животных и людей;
- сюжетные картинки с изображением действий;
- наборы фигур, изображающих персонажей известных сказок;
- элементарные виды детского лото и домино;
- игрушечный телефон;
- звукозапись детских народных сказок.
Игра в раннем возрасте осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы.
Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
- набор кукольной посуды;
- мебель и оборудование для кукол;
- «продукты питания»- наборы овощей и фруктов;
- «предметы гигиены» для кукол- мыло, щётки, расчёски;
- игрушечные животные.
Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани и поролона…
В группе раннего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями.
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Но безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А также и безопасность образовательного процесса, а именно:
безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).