Ирина Красильщикова
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни
Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми.
«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно друг друга и тела ориентирующегося». (А. А. Столяр)
От умения ориентироваться в пространстве зависит :
- правильное написание цифр, печатных букв, расположение их на листе бумаги;
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах
- скорость и качество чтения;
- качество рисунков;
- усвоение правил дорожного движения;
- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физической культуре. Дети с речевой патологией плохо или совсем не ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, путают название частей тела, путают что находится справа, слева, впереди и сзади, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги или вовсе их не употребляют.
Работу по формированию необходимых умений следует проводить поэтапно:
• Ориентировка в схеме собственного тела (показ и название частей тела по словесной инструкции)
• Ориентировка в схеме тела другого человека
• Расположение предметов слева, справа, сзади, впереди относительно себя
• Расположение предметов слева направо) или сверху вниз ()
• Расположение предметов относительно друг друга
• Употребление в речи предлогов
• Развитие диалогической речи (умение задавать вопросы по предметной и сюжетной картинкам)
• Ориентировка на листе бумаги (подготовительная группа)
Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение дня, а также на занятиях в процессе проведения специальных игр.
Игры на развитие пространственной ориентировки, используемые при изучении лексико- грамматических тем
«Мой – моя»
Цель: Закрепить умение согласовывать местоимение мой, моя с существительными в роде.
Наглядность: предметные картинки.
Дети раскладывают картинки в следующем порядке: изображения, про которые можно сказать «мой» - справа от себя, «моя» - слева от себя.
«Что кому»
Цель: Закрепить умение употреблять формы Творительного падежа единственного числа существительных.
Наглядность: игрушки- животные.
Вокруг сидящего на полу ребёнка на расстоянии вытянутой руки – игрушки: перед ним - мишка, справа – заяц, слева – кошка, сзади – петушок. У ребёнка в руках картинка с изображением корма для каждого животного. Нужно сказать, кто где сидит и что можно дать («Мишка сидит впереди. Мед дам мишке. Петушок сидит сзади. Зернышки дам петушку»).
«Посади игрушку на место»
Цель: Учить детей ориентироваться в расположении предметов относительно себя, относительно других предметов.
Наглядность: игрушки
Ребёнку дают сначала изображения двух предметов, затем трех.
- Посади куклу слева от мяча. Где сидит кукла? (слева)
- Что находится справа от куклы? (мяч)
- Положи мяч на середину листа. Справа посади куклу. Слева от мяча – клоуна.
«Что изменилось?»
Ребёнку предлагают встать перед игрушкой и повернуться направо.
- Где теперь игрушка? (Справа)
Просят ещё раз повернуться налево.
- Где игрушка теперь? (Сзади)
«Кто самый внимательный?»
Цель: запоминание и выполнение двух- трехступенчатой инструкции.
- Пойди прямо, у ёлочки поверни направо, возьми куклу и посади её на полку.
- Сделай два шага прямо, один вправо, возьми игрушку.
«Помоги Саше и Тане разложить вещи»
Саша должен положить обувь в коробку, а Таня – положить одежду на полку, повесить на вешалку. Каждый ребё нок сопровождает действия словами:
«Шапку положу на полку», «Сапоги положу в коробку» и т. д.
«Волшебный коврик»
Изображении фигур и предметов, наклеенных на плотную основу (тонкий пластик, разложенных на полу. Ребёнок встаёт на какое- либо изображение. Педагог даёт задание и задаёт вопросы :
- Сделай один шаг вправо. На что ты встал? (на солнышко). Сделай шаг вперёд. На чём сейчас стоишь? (на квадрате)
Ребёнок стоит на изображении, расположенном в центре:
– Что у тебя справа? (справа круг) Что находится впереди тебя? (ёлка) и т. д.
Игры по пространственной ориентации при развитии связной речи
«Расскажи, где нашёл предмет (игрушку?»
Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве так, чтобы ребёнок мог быстро найти их в чем-то или под чем-то (например, кубик под столом, ручка в коробке). Педагог просит ребёнка сказать, где был предмет и откуда он его взял.
«Задай вопрос»
Дети должны уметь формулировать вопросы :
- уточняющие взаиморасположение двух изображенных предметов (Что висит над кроватью? Картина. Где висит картина? Над кроватью.)
- по сюжетной картине. (Что держит в руках мальчик? Что стоит на полке? Что находится внизу слева? Что у девочки на голове)
«Игра пароли»
Цель: Формирование умения задавать вопросы по сюжетной картинке с использованием слов: где, на чем, чем, кому, когда, почему.
У пары детей – по одной сюжетной картинке. Один задаёт вопрос, другой отвечает. (Куда пришли дети? Дети пришли в раздевалку. Откуда мальчик достал сапоги? Мальчик достал сапоги из шкафа. и т. д.)
Вправо- влево, вверх- вниз
Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие зрительного восприятия, внимания.
Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображенные внизу странички в рамочках. Ребёнок должен сказать, где находится этот предмет, употребляя предлоги : под, над, за, в, на, между, около.
«Засели жильцов»
В группе развешаны схемы- «домики» предлогов : на, под, в, из
Детям раздают картинки для составления предложений с предлогами, например, «Птичка сидит на ёлке», «Яблоко лежит в корзине» и т. д.
Ребёнок должен найти соответствующую схему- «домик» и составить предложение. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Куб «Предлоги»
Использовать предлоги : на, под, в, за, к, около составлять с ними предложения.
Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будешь куб ты вращать!
ребёнок вращает куб, выбирает грань, называет её. Дети придумывают предложения с этим «маленьким словечком» – предлогом. ( Можно по теме: «Осень», «Зима», «Одежда»).
«В гостях у сказки»
Наглядность: иллюстрации к сказкам на фланелеграфе.
• «Гуси- лебеди»
- Над чем пролетали гуси- лебеди? (Над домами, над лесами, над реками, над яблоней, над печкой)
- Где спряталась девочка? Откуда она выглядывает? (Девочка спряталась под яблоней. Выглядывает из-под веток.)
- Что встретила девочка до речки? Что встретила между речкой и печкой?
и т. д.
• «Репка»
Цель: работа над употреблением в речи предлогов : до, после, между, за и порядковых числительных.
дети смотрят на сюжетную картинку и отвечают на вопросы.
- Кто первый (второй) тянет репку?
- Перед кем стоит бабушка (внучка?
- После кого прибежала кошка (мышка?
- Кто стоит между дедом и внучкой?
- Сколько людей тянут репку?
- А животных сколько?
«Игра наоборот» или «Непослушные дети»
Цель: закрепление в речи слов- антонимов.
• Дети на некотором расстоянии друг от друга стоят лицом к взрослому. Задания они должны выполнять наоборот. По команде: «Один шаг вперёд, поворот направо, один шаг назад» дети делают: шаг назад, поворачиваются направо, делают шаг вперёд.
• «Графический диктант»
Дети выполняют задания на листке бумаги в клетку. По команде педагога: «Одна клетка влево» дети проводят линию на одну клетку вправо и т. д.
Список литературы
1. Панина О. П. «Формирование в игре пространственных представлений» – «Ребёнок
в детском саду» - №6, 2006 г.
2. Столяр А. А. «Давайте поиграем» - М., 1990 г.
3. Земцова О. Н. «Умные книжки» - 4-5; 5-6 лет
4. Киселенко Т. Е. «Сам себе логопед» - Ростов – на – Дону, 2005 г.
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» - М., 2006 г.