Получи документы

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Ирина Красильщикова
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственных представлений у детей старшего

дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни

Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми.

«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно друг друга и тела ориентирующегося». (А. А. Столяр)

От умения ориентироваться в пространстве зависит :

- правильное написание цифр, печатных букв, расположение их на листе бумаги;

Публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни» размещена в разделах

- скорость и качество чтения;

- качество рисунков;

- усвоение правил дорожного движения;

- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физической культуре. Дети с речевой патологией плохо или совсем не ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, путают название частей тела, путают что находится справа, слева, впереди и сзади, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги или вовсе их не употребляют.

Работу по формированию необходимых умений следует проводить поэтапно:

• Ориентировка в схеме собственного тела (показ и название частей тела по словесной инструкции)

• Ориентировка в схеме тела другого человека

• Расположение предметов слева, справа, сзади, впереди относительно себя

• Расположение предметов слева направо) или сверху вниз ()

• Расположение предметов относительно друг друга

• Употребление в речи предлогов

• Развитие диалогической речи (умение задавать вопросы по предметной и сюжетной картинкам)

• Ориентировка на листе бумаги (подготовительная группа)

Формирование пространственных отношений происходит во время режимных моментов в течение дня, а также на занятиях в процессе проведения специальных игр.

Игры на развитие пространственной ориентировки, используемые при изучении лексико- грамматических тем

«Мой – моя»

Цель: Закрепить умение согласовывать местоимение мой, моя с существительными в роде.

Наглядность: предметные картинки.

Дети раскладывают картинки в следующем порядке: изображения, про которые можно сказать «мой» - справа от себя, «моя» - слева от себя.

«Что кому»

Цель: Закрепить умение употреблять формы Творительного падежа единственного числа существительных.

Наглядность: игрушки- животные.

Вокруг сидящего на полу ребёнка на расстоянии вытянутой руки – игрушки: перед ним - мишка, справа – заяц, слева – кошка, сзади – петушок. У ребёнка в руках картинка с изображением корма для каждого животного. Нужно сказать, кто где сидит и что можно дать («Мишка сидит впереди. Мед дам мишке. Петушок сидит сзади. Зернышки дам петушку»).

«Посади игрушку на место»

Цель: Учить детей ориентироваться в расположении предметов относительно себя, относительно других предметов.

Наглядность: игрушки

Ребёнку дают сначала изображения двух предметов, затем трех.

- Посади куклу слева от мяча. Где сидит кукла? (слева)

- Что находится справа от куклы? (мяч)

- Положи мяч на середину листа. Справа посади куклу. Слева от мяча – клоуна.

«Что изменилось?»

Ребёнку предлагают встать перед игрушкой и повернуться направо.

- Где теперь игрушка? (Справа)

Просят ещё раз повернуться налево.

- Где игрушка теперь? (Сзади)

«Кто самый внимательный?»

Цель: запоминание и выполнение двух- трехступенчатой инструкции.

- Пойди прямо, у ёлочки поверни направо, возьми куклу и посади её на полку.

- Сделай два шага прямо, один вправо, возьми игрушку.

«Помоги Саше и Тане разложить вещи»

Саша должен положить обувь в коробку, а Таня – положить одежду на полку, повесить на вешалку. Каждый ребё нок сопровождает действия словами:

«Шапку положу на полку», «Сапоги положу в коробку» и т. д.

«Волшебный коврик»

Изображении фигур и предметов, наклеенных на плотную основу (тонкий пластик, разложенных на полу. Ребёнок встаёт на какое- либо изображение. Педагог даёт задание и задаёт вопросы :

- Сделай один шаг вправо. На что ты встал? (на солнышко). Сделай шаг вперёд. На чём сейчас стоишь? (на квадрате)

Ребёнок стоит на изображении, расположенном в центре:

– Что у тебя справа? (справа круг) Что находится впереди тебя? (ёлка) и т. д.

Игры по пространственной ориентации при развитии связной речи

«Расскажи, где нашёл предмет (игрушку?»

Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве так, чтобы ребёнок мог быстро найти их в чем-то или под чем-то (например, кубик под столом, ручка в коробке). Педагог просит ребёнка сказать, где был предмет и откуда он его взял.

«Задай вопрос»

Дети должны уметь формулировать вопросы :

- уточняющие взаиморасположение двух изображенных предметов (Что висит над кроватью? Картина. Где висит картина? Над кроватью.)

- по сюжетной картине. (Что держит в руках мальчик? Что стоит на полке? Что находится внизу слева? Что у девочки на голове)

«Игра пароли»

Цель: Формирование умения задавать вопросы по сюжетной картинке с использованием слов: где, на чем, чем, кому, когда, почему.

У пары детей – по одной сюжетной картинке. Один задаёт вопрос, другой отвечает. (Куда пришли дети? Дети пришли в раздевалку. Откуда мальчик достал сапоги? Мальчик достал сапоги из шкафа. и т. д.)

Вправо- влево, вверх- вниз

Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие зрительного восприятия, внимания.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображенные внизу странички в рамочках. Ребёнок должен сказать, где находится этот предмет, употребляя предлоги : под, над, за, в, на, между, около.

«Засели жильцов»

В группе развешаны схемы- «домики» предлогов : на, под, в, из

Детям раздают картинки для составления предложений с предлогами, например, «Птичка сидит на ёлке», «Яблоко лежит в корзине» и т. д.

Ребёнок должен найти соответствующую схему- «домик» и составить предложение. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Куб «Предлоги»

Использовать предлоги : на, под, в, за, к, около составлять с ними предложения.

Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будешь куб ты вращать!

ребёнок вращает куб, выбирает грань, называет её. Дети придумывают предложения с этим «маленьким словечком»предлогом. ( Можно по теме: «Осень», «Зима», «Одежда»).

«В гостях у сказки»

Наглядность: иллюстрации к сказкам на фланелеграфе.

«Гуси- лебеди»

- Над чем пролетали гуси- лебеди? (Над домами, над лесами, над реками, над яблоней, над печкой)

- Где спряталась девочка? Откуда она выглядывает? (Девочка спряталась под яблоней. Выглядывает из-под веток.)

- Что встретила девочка до речки? Что встретила между речкой и печкой?

и т. д.

«Репка»

Цель: работа над употреблением в речи предлогов : до, после, между, за и порядковых числительных.

дети смотрят на сюжетную картинку и отвечают на вопросы.

- Кто первый (второй) тянет репку?

- Перед кем стоит бабушка (внучка?

- После кого прибежала кошка (мышка?

- Кто стоит между дедом и внучкой?

- Сколько людей тянут репку?

- А животных сколько?

«Игра наоборот» или «Непослушные дети»

Цель: закрепление в речи слов- антонимов.

• Дети на некотором расстоянии друг от друга стоят лицом к взрослому. Задания они должны выполнять наоборот. По команде: «Один шаг вперёд, поворот направо, один шаг назад» дети делают: шаг назад, поворачиваются направо, делают шаг вперёд.

«Графический диктант»

Дети выполняют задания на листке бумаги в клетку. По команде педагога: «Одна клетка влево» дети проводят линию на одну клетку вправо и т. д.

Список литературы

1. Панина О. П. «Формирование в игре пространственных представлений» – «Ребёнок

в детском саду» - №6, 2006 г.

2. Столяр А. А. «Давайте поиграем» - М., 1990 г.

3. Земцова О. Н. «Умные книжки» - 4-5; 5-6 лет

4. Киселенко Т. Е. «Сам себе логопед» - Ростов – на – Дону, 2005 г.

5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» - М., 2006 г.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Упражнение 1 Цель.

Конспект занятия «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Работа над предлогами» Тема: "Веселое путешествие" Цель: формирование пространственных представлений у детей с недоразвитием речи. Задачи: • развивать пространственные.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста .

Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Программа исследования по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Экспериментальная.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни
Опубликовано: 25 октября 2018 в 12:42
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Красильщикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД