Елена Никитина
Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения их к культуре Терского казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема и актуальность:
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения их к культуре Терского казачества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Система духовно нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил.
Продолжается разрушение института семьи. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. «Нынешнее поколение растет с пеленок, воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность жизни, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.
Все изложенное свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин для этого в нашей жизни предостаточно, как социальных, так и идеологических. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи с прошлым, потере чувства сопричастности к истории нашей страны. Катастрофическое падение общего уровня духовности и нравственности в первую очередь негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье ребёнка. Я всё больше прихожу к осознанию того, что для духовного возрождения России недостаточно только способного, высокообразованного подрастающего поколения. Нравственность, духовность невозможно усвоить посредством образования. Я уверена, что любовь, сострадание, вера, доброжелательность должны воспитываться у ребёнка, как неотъемлемая часть формирования его как достойного гражданина своей страны.
Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Значимость моей работы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Правильно привить детям нравственные знания важно не только для самого ребёнка, но и для создания здоровой духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения как для окружающих, так и для самого ребёнка. Я считаю, что даже с дошкольного возраста, ребёнок должен поступать в соответствии с интересами окружающих его людей. Решая эту задачу, я, как педагог, способствую формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного развития ребёнка.
Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цели данной работы :
-развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре терского казачества;
-сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
Главными задачами моей работы является:
- знакомить детей с историей Терского казачества, его культурой, традициями и обычаями;
– формировать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему;
- воспитывать бережное отношение к городу, краю;
- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
- формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
На основе анализа теоретических положений я рассматриваю духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.
Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах :
-Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.
-Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
-Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.
-Долготерпения в работе с воспитанниками.
-Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
-Развития первоначального успеха ребенка.
-Воспитывающего характера обучения.
Моя работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этических норм нашего региона и включает в себя следующие направления, на пересечении которых формируется целостное восприятие окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни.
1-е направление: -история Терских казаков. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с историей, традициям, обычаями, песнями и сказками Терских казаков, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.
2 направление: Мир народного праздника.
Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Терского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздненств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.
3 направление: Нравственно-патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
4 направление: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
5 направление: Родина начинается с семьи
Родина начинается с семьи. Моя цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие с родителями в этом направлении, на мой взгляд, также не менее важная задача.
Содержание этой работы включает:
-определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: " Отечество", " Патриот", " Гражданин";
-определение форм и средств воспитания детей в семье;
-повышение педагогической культуры родителей, расширение их кругозора.
Реализуя содержание вышеназванных направлений, я стараюсь пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Формы воспитательной работы многообразны, но все они, как правило, имеют выход на то или иное коллективное творческое дело. Так я реализую педагогическую идею о развитии духовных потребностей, достигаю уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей казачества.
Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. Для понимания ребенка педагог должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «Ничего не умею. Я никогда не поймаю мяч! Никогда!», - кричит девочка. Задача педагога: создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы.
Именно поэтому я развиваюсь и самообразовываюсь по данной теме, а также стараюсь полученными знаниями делиться с коллегами. Для воспитателей мною были проведены :
- консультации для педагогов: «Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовного воспитания дошкольников»;
-выступления на педагогическом совете: «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
-проведен мастер-класс на тему: «Ангел- Хранитель».
Основываясь на :
1. Программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
2. Элементах программы «Мир - прекрасное творение» (Гладких Л. П.).
3. Программе «Наследие» (патриотическое воспитание в детском саду, автор М. Ю. Новицкая.
4. Программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» Н. А. Араповой- Пискаревой.
5. Материалах первого Фестиваля духовной культуры : «Духовно- нравственная культура» под ред. В. М. Бычкова.
Составила перспективное планирование, которое реализовывала в образовательно-воспитательном процессе (Приложение 1).
Согласно перспективному плану я последовательно провожу ознакомление детей с обычаями, традициями, обрядами казачества, знакомлю с народными героями. Великими подвижниками земли русской (Георгием Победоносцем, Сергием Радонежским и др.) Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, я понимаю, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушают, активно отвечают на вопросы.
Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с православными традициями и обрядами, Церковью, иконами и другими основами православной культуры, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить с интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.
Для своих детей я создала условия для осуществления духовно-нравственного воспитания. Оно включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены православные уголки для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры : колокольня, колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, мною подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, игры по духовно-нравственному воспитанию.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, я помогаю детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирую умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учу жить в согласии с собой и совестью, развиваю чувство собственного достоинства.
Для реализации целей и задач по данной теме я использовала следующие формы работы с детьми :
-занятия, согласно перспективному планированию;
- беседы о обычаях, традициях, быте Терского казачества, о истории Гребенского и Терского войска;
- рассматривание картинок, фотографий с изображением костюмов, поселений, убранства казачьих хат и многое другое;
- загадывание казачьих и православных загадок;
- пословицы и поговорки о казаках;
- проведение встреч с атаманом, со священнослужителем;
- чтение сказок: «Казак и судьбина», «Лихо одноглазое», «Волк и собак», «Казак и птицы», «Иванов сон», «Бисеринка»
-проектная деятельность на тему: «Православный календарь»; «Игры, пляски, хороводы- богатство русского народа»;
-разучивание с детьми казачьих игр;
-казачьи посиделки, викторины, развлечения и т. д.
-Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой : «Православная азбука», «Узнай и назови икону», «Раскрась Пасхальное яичко», «Ангелы - наши друзья», «Укрась ёлку к Рождеству», «Назови праздники», «Мой ангел», «Собери храм»;
- просмотр православных мультфильмов: «Ангел», «О Рождестве Христовом», «Почему мы православные», «Твой крест», «Истории Ветхого Завета».
Работа с родителями:
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.
Перед работой по приобщению детей к духовно-нравственному воспитанию детей с родителями было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 97% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Мой путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности. Поэтому регулярно проводится совместная работа через различные формы деятельности: экскурсии, непосредственно-образовательную деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, выставки и конкурсы.
Мною были оформлены альбомы для родителей и детей на тему: «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах».
Регулярно проводились совместные мероприятия с родителями:
-консультации: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников», «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время», «Без прошлого нет будущего», «Что такое семья?»
- встречи со священнослужителями;
- тематические беседы;
-родительские собрания.
Участие в православных праздниках:
- «Светлое Христово Воскресение»
- «Рождество Христово»
- «Покров Пресвятой Богородицы»
Развлечения: Новогодний утренник «Елка у казачат», «Семейные посиделки на масленицу»
Родители активно принимали участие в выставках детского творчества «Пасхальный благовест», «Рождество Христово», «Колокольная история», «Наш храм».
Разработаны памятки-консультации по темам:
- «Правила поведения в храме»
- «Православные праздники зимой»
- «Духовное воспитание ребенка»
- «Великие православные праздники»
- «Родительские заповеди»
- «Беседы о Боге».
Были подготовлены папки-передвижки по темам: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Любовь моя - Моздок», «Казачьему роду нет переводу», «Луковская- славная людьми и делами казачья станица»
Результативность, эффективность данной темы мною были выявлены путем психодиагностического исследования по приобщению детей к традициям православной культуры. Обследование дошкольников проводилось два раза в год: до проведения работы по данной теме и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей. (Приложение 2)
Данные мониторинга за учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Воспитанники моей группы :
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в казачьи подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в казачьих и православных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории казачьего костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты православной культуры в самостоятельной деятельности.
Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым Терека и станицы Луковской, ведь чтобы любить, надо знать.
Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.