Резеда Искандарова
Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы
муниципального района Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
Выступление на семинаре на тему: «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи в средней группе»
(19.10.2022)
Подготовила
воспитатель:
высшей
квалификационной
категории
Публикация «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи в средней группе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Искандарова Р. Н.
Кармаскалы –2022
Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с вами с работой по использованию артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Наша работа проводится на базе МАДОУ детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы.
Перед нами стояли следующие цель и задачи:
Цель: развивать речь детей через использование артикуляционных сказок.
Задачи:
- Формировать интерес у детей к артикуляционным сказкам.
- Развивать связную речь, память, мышление, зрительное восприятие.
- Воспитывать самостоятельность, активность.
Звуковая культура речи – это умение правильно пользоваться всеми возможными языковыми средствами в процессе общения.
Развитие звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста включает:
- правильность постановки слов в предложении;
- формирование речевого слуха и дыхания;
- формирование поведения в процессе общения, а также использование жестов для выразительности речи.
Звуковая культура речи включает в себя такие понятия, как «дикция», «интонация», «высота голоса», «темп речи», «сила голоса», «звукопроизношение», «речевое дыхание» и другие.
Необходимо уделять особое внимание развитию культуры речи ребенка еще в дошкольном возрасте.
Основными причинами речевых нарушений у детей являются: заболевания, травмы, полученные при рождении и после, особенности строения речевого аппарата, изменения в нервной системе, а также недостаточная работа с детьми по удалению дефектов речи.
Почему так важно уделить особое внимание формированию звуковых навыков у детей на пятый год жизни? Именно в 4 года в развитии ребенка происходят серьезные изменения. У дошкольника появляются ролевые взаимодействия. Также у ребенка увеличивается объем памяти. Именно в этот период ребенок запоминает большое количество новой информации, задавая взрослому вопросы «Почему. ?», «Как. ?», «Откуда. ?», у детей наблюдается развитие образного мышления и воображения. Чтобы правильно и четко выразить свою мысль, ребенку необходимо владеть более широким словарным запасом, иметь необходимые навыки при общении.
Таким образом, в период среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо провести серьезную работу с детьми для того, чтобы они увеличили свой словарный запас, правильно умели произносить слова, строить предложения. Правильная постановка речи позволит ребенку чувствовать себя уверенным, грамотно выражать свои мысли.
В процессе воспроизведения звуков задействована деятельность органов артикуляции (губы, язык, щеки, поэтому необходимо тренировать эти органы с целью придания им определенного положения при произношении звуков.
С детьми мы применяем разнообразные упражнения в игровой форме. Взаимодействуя с воспитателем и друг с другом, дети многократно повторяют упражнения. Чтобы игровой процесс проходил эффективно, необходимо использовать различные игры на звукопроизношение. Например, «Кто как кричит?», «Как шумит ветер?» и другие. Произношение бессвязных слогов, лишенных смысла, типа «Те-то-та», «Ра-ро-ру», быстро утомляет, в результате чего дети теряют интерес к игре. Преимуществом проведения групповых игр является взаимодействие детей, благодаря чему они более старательно подходят к процессу игры, стремясь четко и грамотно выполнить упражнение.
Для развития речевого дыхания проводятся игры на сдувание, например, перьев или воздушного шарика.
Следует отметить, что данные упражнения вызывают быструю усталость и утомляемость дошкольников, поэтому дыхательные упражнения должны проводиться не более 1,5 минут. Благодаря таким занятиям дети учатся правильно дышать: делать быстрый вдох и медленный равномерный выдох.
При формировании речевого внимания и слуха воспроизводятся различные звуки, которые дети должны угадать (кто произнес) или услышать (если громкость звуков была различной интенсивности).
Обычно такие упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком. Если звук невозможно поставить по каким-либо причинам, воспитатель должен доступно для детей объяснить артикуляцию звука, в каком положении должны находиться язык и губы при его произношении. На этом этапе воспитателю необходимо уделить внимание становлению звуков у каждого ребенка. В случае нарушения звука воспитатель должен провести дополнительную работу с ребенком для устранения несовершенств. Важное условие на каждом занятии нового речевого материала, чтобы дети могли правильно выработать произношение звука благодаря различным примерам.
Как было сказано выше, чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.
Чтобы ребенку было интересно выполнять артикуляционную гимнастику, можно использовать такое средство как логопедическая сказка. Вы спросите, почему именно логопедическая сказка.
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.
В работе с детьми на начальном этапе формирования звуковой культуры речи используются артикуляционные сказки.
На занятиях мы используем как отдельные упражнения, так и комплексы упражнений, например («Сказка о Весёлом Язычке»). Иногда придумываем свои артикуляционные сказки, чтобы разнообразить имеющийся материал. Предлагаем вашему вниманию артикуляционную сказку «О приключении язычка»
Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.
Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал :
«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»
Спасибо за внимание!