Елена Фетищева
Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС». В статье 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Публикация «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Дошкольное образование переживает новую эпоху своего возрождения и развития. Основным вектором в этом процессе выступает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он по-новому трактует отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие.
Согласно п. 2.7 ФГОС ДО конкретное содержание пяти образовательных областей может реализовываться в следующих видах деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Реализация содержания осуществляется через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей.
Занятие-НОД – это занимательное дело, основанное на одной или нескольких детских деятельностях, которое осуществляется совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей.
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались.
На многие вопросы, связанные с изменениями в работе дошкольных образовательных организаций, ответы уже даны, но по-прежнему остаются темы, которые требуют дополнительного обсуждения в педагогическом сообществе. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике.
В ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они привносят в дошкольное образование.
Для многих педагогов понятие «культурная практика» оказывается непосредственно связано с понятием «культура». И тогда под культурной практикой понимается посещение музеев и театров, рисование, чтение и художественное слово, декламация. Мы - педагоги готовы признать, что игра, прежде всего театрализация, режиссерская или сюжетно-ролевая, является культурной практикой детства. Гораздо сложнее принять, что к культурным практикам относится практика общения, созерцания, размышления, практика заботы и помощи по хозяйству, практика преодоления страха, практика самоограничения и пр.
По определению Н. Б. Крыловой (она первая ввела этот термин) культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия, которые складываются с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.
Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.
Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Выделим ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик. Это:
• получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;
• освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;
• приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.
Иными словами, культурные практики должны быть обеспечены созданием условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.
• К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста (это чтение, проекты, игры, коллекционирование, импровизация, музицирование и т. д.)
В этих практиках-пробах ребенок овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности.
• Следует отметить, что культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
• Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
• Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:
• Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
• Какие деятельностные умения осваивают дети?
• Какие творческие умения осваивают дети?
• Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
• Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
• Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
В литературе выделены следующие виды культурных практик :
- свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.);
- практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.);
- практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);
коммуникативные практики – (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т. д.);
- культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
- культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.);
- культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)
Свободные практики детской деятельности – это практики выбора ребенком действий, деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей и образовательной среды, позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом – это способы познания ребенком мира культуры, овладения специфическими, культурно фиксированными предметными действиями и способами социализации с целью вхождения в мир культуры и реализации себя в мире культуры.
Практики игрового взаимодействия – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами, овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)
Коммуникативные практики развивают и обогащают опыт коммуникации в условиях вербального и невербального общения; формируют способность договариваться и грамотно формулировать свои просьбы, высказывать мысли.
Культурные практики здорового образа жизни проявляются в умении заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, во владении основными движениями и управлении ими.
Культурные практики формирования поведения и отношения - это приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии и т. д. ; овладение правилами безопасного поведения.
Культурные практики познания мира и самопознания развивают способность познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, планировать действия на основе первичных ценностных представлений, ощущать потребность познания себя как члена семьи, общества.
Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.
В заключении можно сделать вывод: «Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».