Лучший педагог года

Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Елена Фетищева
Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Тема моего выступления «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС». В статье 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Публикация «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Дошкольное образование переживает новую эпоху своего возрождения и развития. Основным вектором в этом процессе выступает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он по-новому трактует отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие.

Согласно п. 2.7 ФГОС ДО конкретное содержание пяти образовательных областей может реализовываться в следующих видах деятельности:

- игровая,

- коммуникативная,

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- конструирование из разных материалов,

- изобразительная,

- двигательная,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Реализация содержания осуществляется через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей.

Занятие-НОД – это занимательное дело, основанное на одной или нескольких детских деятельностях, которое осуществляется совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей.

НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались.

На многие вопросы, связанные с изменениями в работе дошкольных образовательных организаций, ответы уже даны, но по-прежнему остаются темы, которые требуют дополнительного обсуждения в педагогическом сообществе. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике.

В ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они привносят в дошкольное образование.

Для многих педагогов понятие «культурная практика» оказывается непосредственно связано с понятием «культура». И тогда под культурной практикой понимается посещение музеев и театров, рисование, чтение и художественное слово, декламация. Мы - педагоги готовы признать, что игра, прежде всего театрализация, режиссерская или сюжетно-ролевая, является культурной практикой детства. Гораздо сложнее принять, что к культурным практикам относится практика общения, созерцания, размышления, практика заботы и помощи по хозяйству, практика преодоления страха, практика самоограничения и пр.

По определению Н. Б. Крыловой (она первая ввела этот термин) культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия, которые складываются с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.

Выделим ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик. Это:

• получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;

• освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;

• приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Иными словами, культурные практики должны быть обеспечены созданием условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

• К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста (это чтение, проекты, игры, коллекционирование, импровизация, музицирование и т. д.)

В этих практиках-пробах ребенок овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности.

• Следует отметить, что культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:

• Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

• Какие деятельностные умения осваивают дети?

• Какие творческие умения осваивают дети?

• Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

• Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

• Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

В литературе выделены следующие виды культурных практик :

- свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.);

- практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.);

- практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);

коммуникативные практики – (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т. д.);

- культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);

- культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.);

- культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Свободные практики детской деятельности – это практики выбора ребенком действий, деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей и образовательной среды, позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом – это способы познания ребенком мира культуры, овладения специфическими, культурно фиксированными предметными действиями и способами социализации с целью вхождения в мир культуры и реализации себя в мире культуры.

Практики игрового взаимодействия – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами, овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)

Коммуникативные практики развивают и обогащают опыт коммуникации в условиях вербального и невербального общения; формируют способность договариваться и грамотно формулировать свои просьбы, высказывать мысли.

Культурные практики здорового образа жизни проявляются в умении заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, во владении основными движениями и управлении ими.

Культурные практики формирования поведения и отношения - это приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии и т. д. ; овладение правилами безопасного поведения.

Культурные практики познания мира и самопознания развивают способность познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, планировать действия на основе первичных ценностных представлений, ощущать потребность познания себя как члена семьи, общества.

Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.

В заключении можно сделать вывод: «Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 10 мая 2023 в 11:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фетищева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД