Анна Плясунова
Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе
Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок многие мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
Публикация «Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
• волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
1. Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что главной составляющей данного компонента является обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей. Конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Но главное, - это развитие внимания, памяти, воображения, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.
Как лучше развивать познавательные процессы? Конечно, же в игре, так как она по-прежнему остается ведущим видом деятельности в возрасте 6-7 лет. А именно сюжетно-ролевая.
! Почаще в играх берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы: «Почему?», «Зачем?». А так как в этом возрасте наиболее активно развивается воображение, в играх можно предложить ребенку взять на себя роль, например, пришельца, который познает нашу планету.
Давайте кратко рассмотрим особенности познавательных процессов в этом возрасте. Ребенок 6-7 лет уже может запоминать как на слух, так и зрительно до 8 предметов, находить до десяти отличий и сходств между картинками и предметами. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут. Ребенок уже умеет устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций. Т. е. он не просто отвечает «Я не знаю», а пытается найти ответ: «Если сегодня первый день, как я пошел в детский сад после выходных, значит сегодня понедельник». Знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимает их значение - впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед.
! Проверьте в этом ребёнка, играя с ним: накрываете на стол, попросите ребенка помочь вам, рассказав, где лежит какой столовый прибор.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов;
• • различать диких и домашних животных; перелетных, зимующих и домашних птиц.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность.
! А чтобы она подкреплялась, старайтесь чаще наблюдать за явлениями, происходящими вокруг.
2. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Некоторые родители уже сейчас могут сказать, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Если первое, это внешняя сторона: все пойдут и я пойду, мои старший брат или сестра ходят в школу. И мама никогда не мешает им, когда те засиживаются за уроками, а мою игру может прервать в самый интересный момент. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!», «Чувствую, что мы с тобой наплачемся». Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
! А чтобы она подкреплялась, старайтесь чаще наблюдать за явлениями, происходящими вокруг.
! Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, показывайте фотографии - это повысит его интерес к школе.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наигравшись», что игры детей 6-7 лет примитивны и неинтересны. Именно взрослый руководит игрой, делает ее целенаправленной и развивающей. Ведь по-прежнему в этом возрасте взрослый единственный источник достоверного знания.
3. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка произвольности всех психических процессов и появления таких новообразований как: внутренний план действий и соподчинения мотивов – хочу подчиняется надо.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.
! Для тренировки волевой готовности хороши: графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу; корректурные пробы, где ребёнок подчёркивает или вычёркивает определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, особенно из мелкого конструктора, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться. Здесь так же следует сказать о развитии мелкой моторики. Начните с раскрашивания самых простых картинок. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание ребенка, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.
! Чтобы процесс разукрашивания был более интересным, превратите его в совместное изготовление открыток и поделок для родных и друзей.
! Для тренировки волевой готовности хороши: графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу; корректурные пробы, где ребёнок подчёркивает или вычёркивает определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
! Чтобы процесс разукрашивания был более интересным, превратите его в совместное изготовление открыток и поделок для родных и друзей.
Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, вырезая ножницами, играя в шнуровки, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе.
4. Коммуникативная готовность проявляется в:
• • Умении слушать собеседника, не перебивая его;
• • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.
Но, к сожалению, сами родители часто жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга, взлезают в разговоры взрослых и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку.
! Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители: «Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет бабушку», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «Приглашаем в гости друзей».
А так же можно играть в компании детей в игры по правилам: домино, лото, бродилки и т. д.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Вывод: в современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь сформировать определенные качества в ребенке, надо в первую очередь, ответить на вопрос сформированы ли эти качества у вас.
Источник: Е. В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет. 2018г.