Лучший педагог года

Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе

Анна Плясунова
Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок многие мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

• интеллектуальную готовность;

• мотивационную готовность;

Публикация «Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе» размещена в разделах

• волевую готовность;

• коммуникативную готовность.

1. Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что главной составляющей данного компонента является обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей. Конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Но главное, - это развитие внимания, памяти, воображения, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.

Как лучше развивать познавательные процессы? Конечно, же в игре, так как она по-прежнему остается ведущим видом деятельности в возрасте 6-7 лет. А именно сюжетно-ролевая.

! Почаще в играх берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы: «Почему?», «Зачем?». А так как в этом возрасте наиболее активно развивается воображение, в играх можно предложить ребенку взять на себя роль, например, пришельца, который познает нашу планету.

Давайте кратко рассмотрим особенности познавательных процессов в этом возрасте. Ребенок 6-7 лет уже может запоминать как на слух, так и зрительно до 8 предметов, находить до десяти отличий и сходств между картинками и предметами. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут. Ребенок уже умеет устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций. Т. е. он не просто отвечает «Я не знаю», а пытается найти ответ: «Если сегодня первый день, как я пошел в детский сад после выходных, значит сегодня понедельник». Знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимает их значение - впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед.

! Проверьте в этом ребёнка, играя с ним: накрываете на стол, попросите ребенка помочь вам, рассказав, где лежит какой столовый прибор.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

• свой адрес и название города, в котором он живет;

• название страны и ее столицы;

• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

• времена года, их последовательность и основные признаки;

• названия месяцев, дней недели;

• основные виды деревьев и цветов;

• • различать диких и домашних животных; перелетных, зимующих и домашних птиц.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность.

! А чтобы она подкреплялась, старайтесь чаще наблюдать за явлениями, происходящими вокруг.

2. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Некоторые родители уже сейчас могут сказать, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Если первое, это внешняя сторона: все пойдут и я пойду, мои старший брат или сестра ходят в школу. И мама никогда не мешает им, когда те засиживаются за уроками, а мою игру может прервать в самый интересный момент. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!», «Чувствую, что мы с тобой наплачемся». Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

! А чтобы она подкреплялась, старайтесь чаще наблюдать за явлениями, происходящими вокруг.

! Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, показывайте фотографии - это повысит его интерес к школе.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наигравшись», что игры детей 6-7 лет примитивны и неинтересны. Именно взрослый руководит игрой, делает ее целенаправленной и развивающей. Ведь по-прежнему в этом возрасте взрослый единственный источник достоверного знания.

3. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка произвольности всех психических процессов и появления таких новообразований как: внутренний план действий и соподчинения мотивов – хочу подчиняется надо.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

! Для тренировки волевой готовности хороши: графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу; корректурные пробы, где ребёнок подчёркивает или вычёркивает определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.

Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, особенно из мелкого конструктора, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться. Здесь так же следует сказать о развитии мелкой моторики. Начните с раскрашивания самых простых картинок. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание ребенка, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

! Чтобы процесс разукрашивания был более интересным, превратите его в совместное изготовление открыток и поделок для родных и друзей.

! Для тренировки волевой готовности хороши: графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу; корректурные пробы, где ребёнок подчёркивает или вычёркивает определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.

! Чтобы процесс разукрашивания был более интересным, превратите его в совместное изготовление открыток и поделок для родных и друзей.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, вырезая ножницами, играя в шнуровки, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе.

4. Коммуникативная готовность проявляется в:

• • Умении слушать собеседника, не перебивая его;

• • говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• • пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

Но, к сожалению, сами родители часто жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга, взлезают в разговоры взрослых и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку.

! Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители: «Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет бабушку», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «Приглашаем в гости друзей».

А так же можно играть в компании детей в игры по правилам: домино, лото, бродилки и т. д.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Вывод: в современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь сформировать определенные качества в ребенке, надо в первую очередь, ответить на вопрос сформированы ли эти качества у вас.

Источник: Е. В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет. 2018г.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 08:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по формированию психологической готовности детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Плясунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД