Скоробогатова Алёна Юрьевна
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема доклада:
«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии»
Докладчик:
учитель технологии и ИЗО МБОУ Михайлово-Александровской СОШ – Скоробогатова Алёна Юрьевна
В современных условиях технологического образования школьников самостоя-тельная работа играет ведущую роль на уроках технологии, так как уроки имеют практико-ориентированный характер, а поэтому степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их практической деятельности, направленный на подготовку их к будущей самостоятельной жизни.
Публикация «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии» размещена в разделах
Развитие самостоятельности учащихся реализуется в ходе организованной самостоятельной работы, как одной из ведущей составляющей учебного процесса, в
процессе которого происходит формирование знаний, умений и навыков самостоятельного решения проблем.
Самостоятельная работа учащихся представляет индивидуальную или коллективную учебно-познавательную деятельность, которая осуществляется без непосредственного участия учителя.
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, по-скольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т. е. довести самостоятельную работу до логического конца.
Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых к ученику, не был ниже уровня развития его умственных способностей. При выборе заданий для самостоятельной работы, учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят, т. е. ниже уровня развития их умственных способностей.
Павел Иванович Пидкасистый предложил классификации самостоятельных работ, выделив следующие типы:
1. Репродуктивный - воспроизводящие работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Это - решение типовых задач, примеров, выполнения упражнений по образцу или алгоритму.
2. Реконструктивный - самостоятельные работы на преобразование, реконструк-цию, обобщение, установление внутри предметных и межпредметных связей.
3. Эвристический - самостоятельные работы на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока.
4. Творческий - исследовательские самостоятельные работы в ходе которых, учащиеся обучаются раскрывать новые стороны явлений, событий, объектов.
Как отмечает Н. В. Усова, опыт ее работы подтверждает, что за счет организации самостоятельной работы на уроках технологии «Повышается и успеваемость, улучшается качество знаний. Конечно, это требует дополнительных затрат времени, но в дальнейшем это полностью окупается рационализацией учебного труда, повышением интереса к предмету».
Требования к заданиям для самостоятельной работы школьников
1. Чёткая формулировка задания, его цели, содержания.
2. Направленность задания на развитие умений и навыков.
3. Воспитание определённых качеств личности.
4. Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение материала и способов деятельности.
5. Установка межпредметных связей.
6. Учёт индивидуальных особенностей школьников.
7. Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
8. Указание основных требований к результатам работы.
9. Критерии оценивания.
Существуют различные формы учебной деятельности, требующие от учащихся разной степени самостоятельности в процессе учения.
Под формой учебной деятельности будем понимать способ организации взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся, основанной на некотором виде учебного общения.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учащихся и учителя на уроке, когда все ученики одновременно выполняют общую, одинаковую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты всем классом. Это воспитывает в детях чувство коллективизма, способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, позволяет формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать деятельность школьников, а так же учить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей.
Групповая форма организации учебной работы учащихся :
1) для решения конкретных учебных задач класс на данном уроке делится на группы;
2) каждая группа получает либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
4) состав группы непостоянен и подбирается с учетом эффективности реализации способностей и учебных возможностей каждого члена группы в процессе работы над поставленной задачей.
Однородная работа называется однородной, если предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, и дифференцированной, если задания различны и выполняются разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, подобранное специально для него в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока, например, перед объяснением нового материала на этапе актуализации имеющихся знаний обучающихся. Здесь уместно проведение работы с карточками «Проверь себя» или «Проверь соседа».
На этапе изучения нового материала при работе с учебником: чтение текста учебного материала, воспроизведение, обсуждение, разбивка на смысловые части, составление плана, работа с понятиями и терминами прочитанного. При первичной проверке понимания изученного материала можно применять тестовые задания с ответами «да», «нет».
На этапах закрепления и проверки знаний оправданы самостоятельное выполнение упражнений, задач по новой теме, самопроверка по эталону; работа над ошибками; работа по схеме, чертежу, графику, таблице.
На этапе рефлексии учащиеся делятся мнением о своей работе на уроке, самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников, называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание.
России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Школа готовит учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.