Ольга Кривощапова
Опыт работы «Социально-образовательные проекты как инструментарий формирования у дошкольников основ экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном семинаре:
«Социально – образовательные проекты как инструментарий
формирования у детей дошкольного возраста
основ экологической культуры и культуры природолюбия»
Воспитатель: Зверева О. А
Утверждаю :
Заведующий МКДОУ
"Детский сад "Сказка"
с. Никольское" Муниципальное
образование "Енотаевский район"
___Попова С. А.
2021г.
Публикация «Опыт работы „Социально-образовательные проекты как инструментарий формирования у дошкольников основ экологической культуры“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Выступление на районном семинаре:
«Социально – образовательные проекты как инструментарий
формирования у детей дошкольного возраста
основ экологической культуры и культуры природолюбия»
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия,
через социально – образовательные проекты»
Воспитатель: Кривощапова О. А.
2021г.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.
Основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.
Особое значение для развития личности ребенка- дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Особое внимание в формировании начал экологической культуры у дошкольников, я уделяю методу экологических проектов.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, я стараюсь организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка
Широко использую совместные с детьми экологические проекты в практической деятельности по формированию начал элементарной экологической культуры у дошкольников.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе реализации проекта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Дети очень любят наблюдать и экспериментировать, узнавать что то новое неизведанное.
С этой целью мною были разработаны проекты : «Природа моего родного края», «Цветочный калейдоскоп», «Птицы наши друзья», «Приключения Капельки», «У елочки – колючие иголочки», и другие, где познавательные способности ребенка тесно интегрируются с патриотическим воспитанием, социально- коммуникативными развитием, продуктивной и двигательной деятельностью ребенка.
Цель проводимой мною работы :
Формирование основ экологической культуры у детей – научить любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, прививать любовь к родным местам, к живой и неживой природе.
Задачи:
-воспитывать гуманное отношения к природе, любовь к живой и неживой природе, желание заботиться о ней ;
-развивать умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее;
-формировать элементарную систему экологических знаний и представлений, взаимосвязей в природе;
-вызвать желание у детей участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологические проекты помогают развивать :
-активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
-осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-развивать творческие способности детей, умение наблюдать, слушать;
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Остановимся подробнее на примере нескольких проектов.
Тема: «Природа моего родного края»
Актуальность:
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Воспитание любви к природе начинается прежде всего с родного дома, с березки возле крыльца, с мамы, папы, бабушки, которая поет колыбельную, с малой Родины, где ты родился: города, деревни.
Любовь к природе и к Родине – неразделимы!.
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители приняли активное участие в работе над проектом : Оформили папку с фотографиями природы родного села, приняли участие в конкурсе «Урал батюшка – Россия матушка» фото пейзаж (ежегодно отправляем фото разной тематики, совместные экскурсии, т. к. наш детский сад расположен недалеко от леса. Такое соседство помогает формировать представления о растениях края, а также воспитывает бережное отношение к природе. Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Каждое знакомство с природой, я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества.
Проект : «Птицы наши друзья»
Цель: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Тема проекта «Птицы -наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
В январе у нас проходила акция «Покормите птиц!» и конкурс кормушек. С детьми была проведена предварительная работа : беседа на тему: "Зимующие птицы", рассматривание иллюстраций, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей; беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики; Проводили работу и с родителями. В уголок родителей вывешивали консультации: "Заботимся о братьях своих меньших", "Помогите птицам зимой". Родители вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе. Кормушки делали из пластиковых бутылок, из картонных коробок, пакетов из под сока, конечно же из дерева! Не кормушки, а целая птичья столовая получилась! Все кормушки были развешены на участках детского сада. Так мы помогаем птицам зимой!
Очень интересный проект «Цветочный калейдоскоп»
ЦЕЛЬ:
Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.
ЗАДАЧИ:
* Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
* Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
* Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения,
садовые, луговые, лесные цветы.
* Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
* Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
* Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Дети за короткий срок познакомились с растениями, которые занесены в красную книгу. С растениями, которые растут именно на нашей территории, вокруг нашего села. родители создали папку копилку с лекарственными растениями, комнатными растениями, пересадили нам все в группе цветы, а также был проведен мастер класс по изготовлению цветов из бумаги. Эти все цветы украсили парад 9 мая.
И в заключении хочется сказать: метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Целевые ориентиры по ознакомлению дошкольников с природой на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО предусматривают:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
Интересуется причинно- следственными связями;
Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
Склонен наблюдать и экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
Обладает элементарными представлениями в области живой природы;
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Метод проектирования в целом и в частности в экологическом воспитании дошкольников, позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс группы и в целом дошкольного учреждения.