Светлана Богатова
Выступление на районном педагогическом фестивале «Ступени мастерства-2012».
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном педагогическом фестивале
Как часто мы боимся нового. Но только потому, что это впервые. Так было и со мной. Когда наш методист предложила выступить на фестивале, было боязливо. Поняв, что ведь есть чем делиться с коллегами, я стала готовится. Мне близка тема театра и именно с ней я и выступила. В течение всего выступления, я сама перевоплощалась в разных героев, которые проводили практикум со слушателями. Все прошло замечательно, поэтому я решила поделиться этим опытом и с вами.
Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Публикация «Выступление на районном педагогическом фестивале „Ступени мастерства-2012“,» размещена в разделах
(слайд № 1)
Звучит музыка «В гостях у сказки» (трек ___)
На ширме появляются лиса и волк (кукольный театр) и между ними идет диалог.
Из-за ширмы выходит выступающая : Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.
Я работаю в детском саду комбинированного вида, где из 12 групп – 7 групп с детьми, имеющими разной степени нарушения речи.
Ежедневно мы сталкиваемся с проблемой социализации таких детей. У многих из них нарушены психические процессы, это требует большего внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Установлено, что процесс общения таких детей имеет свернутый, неструктурированный характер, находясь на низком уровне. Детей необходимо научить умению вести себя в соответствии с ситуацией, вступать в контакты с окружающими, быть внимательными и доброжелательными.
Поэтому я стала искать такую форму работы, которая заинтересовала бы детей, вызвала положительный эмоциональный отклик и способствовала бы развитию психических процессов, коммуникации, социализации, познанию, художественного творчества. И нашла … это театрализованная деятельность.
Она только совсем недавно вошла в систему организованного обучения детей в детском саду. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Выбор методической темы стал очевиден: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность», так как: (слайд №2)
- Игра – ведущая деятельность у детей до 7 лет;
- театрализованная деятельность является разновидностью игры, изначально носит художественный характер: это литературный текст и выразительное слово, это пластика, мимика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство (декорации, музыка);
- детский театр позволяет педагогу решать задачи интеграции образовательных областей (социализация, познание, коммуникация, художественное творчество);
- театральные технологии способствуют развитию личности, становлению самосознания, нравственной и эмоционально-волевой сферы. Помогают ребенку осознать отношения с окружающими людьми.
Теоретического материала по теме театр – очень много, особенно в век новых технологий и я не буду останавливаться на этом. Сейчас я хотела бы затронуть практическую часть, а точнее одно из направлений моей деятельности.
Разрешите задать вам вопрос: кто ознакомит детей со сказкой? Правильно, взрослые, а в детском саду – воспитатель. И не просто воспитатель, а педагог творческий, мобильный, эмоциональный. Ведь прочитанная без эмоций сказка не вызовет у ребенка душевного отклика и вряд ли вообще заинтересует.
И вот на практике у меня возникла ситуация. Есть в нашей дошкольной работе такая форма, как (слайд №3) проведение развлечений, досугов и, конечно, праздников. И тут без сказочных героев и персонажей просто не обойтись. Как правило, их играют 2-3 постоянных человека из всего коллектива и роли у них однотипны: (слайд №4) Баба Яга – так на всю жизнь, если по внешним габаритам Дед Мороз – то это навсегда и т. д.
А еще у нас есть традиция проводить фестиваль сказок «Океан эмоций», где и детям и взрослым необходимо просто иметь актерские навыки. Вот я и решила проводить театральные «мастер-классы» с воспитателями нашего детского сада. (слайд № 5) Были разработаны конспекты занятий, консультации и рекомендации, но упор я сделала на практическую деятельность. Чтобы не быть голословной, разрешите мне прямо сейчас вам преподнести немного практики и поиграть с вами.
(слайд № 6) (трек № ___) переодевание в деда.
Выходит дед и проводит 2 игры.
(слайд № 7) (трек №___) переодевание в Бабу Ягу.
Выходит Баба Яга и проводит 2 игры.
(слайд № 8 + трек ___) переодевание в Клоуна.
Клоун проводит 2 игры.
ВЫВОД: В результате такой проводимой работы у воспитателей стали увереннее выступления, появились новые герои праздников, а у детей постепенно сформировывается целостный образ окружающего мира, систематизируется эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Дети усваивают новые образцы творческого поведения, учатся переносить их в естественные жизненные ситуации. (слайд №9) Овладевают навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности, развивают свой творческий потенциал, что повышает их уровень социальной адаптации. Считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в развитии творческой личности. Ну, а мы с вами являемся лишь проводниками.
(поклон трек № ___)