Татьяна Ситникова
Развитие фонематического слуха в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду я работаю относительно недавно 7 лет. Но знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент для подготовки детей к обучению в школе.
Развивать фонематический слух детей нужно с раннего возраста.
Публикация «Развитие фонематического слуха в детском саду» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В 3-4 года у детей формируется так называемый подготовительный этап, который направлен на развитие восприятия и ориентации звука в слове. Дети с большим удовольствием слушают сказки, потешки, стихи.
В 4-5 лет дети знакомятся со звуковой стороной устной речи.
В 5-7 лет - со знаковой системой языка и чтением.
Чтобы развивать фонематический слух у детей, я в своей работе использую материал из народного фольклора - потешки, поговорки, считалки, песенки. Детям они очень нравится, так как они кратки, выразительны и легко запоминаются. Таким образом, у деток пополняется и словарный запас слов.
Хорошо развивают фонематический слух и скороговорки, заучивая их, мы закрепляем правильное произношение звуков. Пропевая фонематические песенки, дети учатся подражать ветру, воде и т. д. Весь этот материал я даю детям в течении года.
Далее продолжаю работу по развитию речи более глубоко. Знакомлю детей с произведениями художественной литературы. Использую театрализованные игры. Провожу тематические дни. Эта работа способствует развитию творческой активности, расширяет кругозор детей, развивает речь, активизирует словарь.
Для развития фонематического слуха подбираю игры, которые потом постепенно усложняю. Вначале необходимо детей научить слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов. Далее детки учатся определять любую позицию звука в слове. Не всем это удается на первых парах. Но постепенно, с моей помощью начинают различать звуки (в начале, в середине, в конце слов).
Кроме того к старшей группе необходимо начинать упражнять в подборе слов с определённым звуком, идёт работа по дифференциации наиболее сложных звуков [с-ш], [р-л].
Так же дети легко умеют определять гласные звуки по положению губ, не слыша их (работа должна быть в системе). Они узнают их, пропевают и сами делают выводы. Звуки, которые можно пропеть, произнести легко, воздух не встречает преград, во рту ничего не мешает - это гласные звуки.
Использование дидактические игры, под руководством логопеда на занятиях начиная со средней группы.
Я буду рада, если мой опыт кому-то пригодятся.