МААМ-картинки

Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Светлана Григорьева
Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Мурминский детский сад «Теремок»

Выступление на педсовете по теме

«Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Составила и провела

Григорьева С. Ю.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. В ряду задач, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Публикация «Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечается, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии (Боскис Р. М., Левина Р. Е., Хватцев М. Е., Рау Е. Ф., Чиркина Г. В., Волкова Л. С. и др.).

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Начинать работу нужно с самого раннего возраста.

Мелкая моторика опосредованно влияет на развитие речи, внимания, памяти. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук.

Ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». С целью развития мелкой моторики, речи, слухового восприятия в детских садах проводятся пальчиковые игры и упражнения.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Можно использовать простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводить 2 – 3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением потешек. Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки».

Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, они являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах.

В процессе работы создаются условия для отработки, закрепления умений и навыков, приобретаемых детьми на коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики. Используется различные виды деятельности:

• конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;

• раскладывание и складывание разнообразных игрушек (матрёшек, пирамидок различной величины, чашей – вкладышей);

• складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивидуальных фланелеграфах по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур; сматывание ниток в клубок, на палочку, застёгивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета пуговиц;

• вместо пластилина часто используют тесто, работа с которым доставляет детям много радости; тесто более пластично, хорошо разрабатывает пальцы, заставляет детей фантазировать;

• создают рваную аппликацию (мозаичное конструирование) с предварительным разрыванием различного цвета бумаги, различного качества; игры в «бумажный конструктор»; вышивание;

• лепка из песка, строительство различных форм и фигур из песка, рисование по мокрому песку;

• дидактические игры по развитию мелкой моторики : «Чудесный мешочек», «Коробка сюрпризов», «Рукав-чародей».Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезно раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зёрен по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек по спирали, вырезывание по контуру, раскрашивание. Целесообразно использование различных игр и игровых приемов :

Традиционные игровые приемы, способствующие развитию мелкой моторики :

• Игры с воображаемыми предметами. Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо, чтобы эти инструменты труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Впоследствии в играх он может применять инструменты из игрушечных наборов. Полезно для развития воображения ребенка способности заменять предмет символом, использовать вместо реальных инструментов любые другие предметы. После этого легко перейти к упражнениям с воображаемыми предметами.

• Игры с мячом. Непросто научиться ловить мяч. Лучше начать с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Можно кинуть (или вложить в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать взрослому. Постепенно надо уменьшать размеры мячей. Учить малыша перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его.

• Игры с кубиками. Необходимо начинать с простых образцов (домик, башенка, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка). Постепенно уменьшать размеры кубиков и усложнять задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно надо приучать ребенка складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определенной последовательности.

• Игры с мелкими предметами. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. От кубиков крупных размеров следует перейти к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Ребенок должен уметь соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

«Волшебный мешочек». В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь (сначала с показом парного предмета, затем без него).

• Игры с шариками. Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Можно научить его простым играм с шариком.

• Игры с пластилином. Слегка разогрев, размяв руками пластилин, можно показать, как скатать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладонями. Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Скатать жгутики. Сплести из двух жгутиков канатик. Со временем малыш научится выполнять более тонкую работу.

Игры с пуговицами и шнурками. Данные игры помогут ребенку вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде и завязывать шнурки. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

Игры с палочками или спичками. Уже с 4 лет ребенок в состоянии выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша. После занятия спички следует аккуратно складывать в коробочку.

Игры с кольцами. Полезны для развития мелкой моторики игры с кольцами. Можно научить ребенка надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак). Нанизать колечки на веревку, на шнурок и т. д.

К нетрадиционным игровым приемам относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики – музыканты», «пальчики – фокусники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей игры на бумаге : рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками. Предложенные игры можно использовать как самостоятельные, а также включать в пальчиковые развлечения.

К отдельной классификации относятся игры с объектами неживой природы: с песком, снегом, водой. Например, игры с песком можно проводить следующим образом: предложить погрузить руки в песок и проговорить свои ощущения, предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь, делать самомассаж рук песком (глубоко зарывать руки в песок и шевелить ими, использовать упражнения для развития гибкости пальцев («пальчики гуляют», «танцуют на песке»). Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетических чувств и мелкой моторики учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Еще одним вариантом развития мелкой моторики, являются игровые упражнения, объединяющие в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук – мелкой моторики. Таким образом, неразрывный круг: моторика – речь – мышление развивается более равносторонне и интенсивно. Такие игровые упражнения можно выделить в отдельную классификацию. Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10 – 15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий.

Примеры игровых упражнений:

«Бархатный коврик»; «Что пропало?»; «Сложи картинку»; «Каждому – свой домик»; «Что где?»; «Кто самый высокий»; «Где самая длинная ступенька?»; «Наведи порядок». Вся работа направлена на процесс совершенствования мелкой моторики, что облегчает усвоение навыков письма, при подготовке детей к школе. Развиваются психические процессы такие, как память, внимание, воображение. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

1. Начинайте работу по развитию мелкой моторики с массажа пальцев, постепенно переходя к играм и упражнениям: пальцы будут более подготовлены.

2. Для большего создания интереса - обыгрывайте игры и упражнения.

3. При подборке пальчиковых игр учитывайте исходный уровень развития моторики ребенка, чтобы игры были посильны ему.

4. На начальных этапах подбирайте простые игры или упражнения, состоящие из 1 или 2 действий: соединение, сопоставление пальцев.

5. После освоения ребенком простых действий, добавляйте несложный текст. Наличие речевого сопровождения в пальчиковых играх значительно улучшает процесс запоминания, а также активизирует речь.

6. Упражнения давайте небольшими порциями, но при этом следите за качеством выполнения движений.

7. После овладения детьми простых движений, переходите к добавлению новых движений, увеличивайте амплитуду, усложняйте речевое содержание.

8. Следите за соответствием речевого сопровождения движениям - это способствует более эффективному усвоению игр.

9. Добавляйте мелкие предметы для обыгрывания, от этого пальчиковые игры станут еще занимательней: например, природный материал, мелкие игрушки.

10. Когда ребенок достиг высокого уровня развития мелкой моторики, можно переходить к придумыванию сказок из пальцев.

11. Только после полного овладения каждым этапом можно переходить к следующему.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отметил :"Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,образно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 20:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД