тамара нечаева
Из опыта работы по проекту «Я вижу музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т. Г. и воспитателя Дорофеевой А. Ю. по проекту
«Я вижу музыку»
(февраль 2020 года)
по теме:
«Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии»
Дорофеева А. Ю.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс развития у детей видеть красоту окружающего мира, формирования эстетического и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Публикация «Из опыта работы по проекту „Я вижу музыку“» размещена в разделах
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, мы должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ.
Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.
-2-
Основными задачами художественно-эстетической деятельности дошкольников являются:
Обучающая: расширяются представления об окружающем мире.
Воспитательная: формируется умение видеть прекрасное.
Коммуникативная: В процессе выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
Творческая. У воспитанников появляется желание творить.
Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение, способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
В Художественно –эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутив продукт своей деятельности (рисунки, поделки, реализовать себя как творческая личность.
В своей кружковой работе я использую нетрадиционную технику в изобразительной деятельности для развития детского творчества.
Целью моей работы является приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование художественно – творческих способностей через различные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация, модульное конструирование, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
Я считаю, что нетрадиционные техники изодеятельности – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.
-3-
Музыкальный руководитель Нечаева Т. Г.
Готовясь к выступлению по этой теме ещё раз просмотрела проект «Я вижу музыку» и исследовала :что мы хотели, ожидали и что уже имеем на данном этапе своей работы с детьми.
(выдержка из проекта)
Ожидаемый результат реализации проекта :
Ребёнок эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
6. Образная речь, активный словарь должен пополняться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
-обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Я вижу музыку» будет тесно творчески связан с Светогорской школой искусств: посещение занятий по изобразительному искусству, просмотр концертов музыкантов детской музыкальной школы г. Светогорска.
Поскольку речь об инновациях в технологии рисования, мне хочется остановиться в первую очередь на том, что проект показал как по новому, применяя необычную технику подачи музыкального материала развивать у
детей творческие способности. А также, как с помощью применения синтеза (слияния) рисования и музыки можно «наладить» психоэмоциональное состояние ребёнка, что немаловажно у детей с нарушениями в развитии речи.
-4-
Проще говоря, на музыкальных занятиях, слушая музыку, отвечая на вопросы музыкального руководителя какая по характеру то или иное произведение мы слышим такие определения : спокойная-быстрая, весёлая-грустная, быстрая -медленная и т. д. Добиться фантазии, из- за насыщенности в музыкальном занятии различных видов деятельности, практически невозможно. А хотелось, чтобы дети, их знания и суждения в музыкальном искусстве, были более обширными и ёмкими.
Идея о совместном творчестве с воспитателем Дорофеевой А. Ю. возникла на педсовете, который проводили заведующий детским садом №25г. Выборга. В дальнейшем, обсуждая сам проект и его название остановились на таком названии «Я вижу музыку». Почему такое название? Оно сразу определяет цель : слушаю, вижу, рисую. На занятиях по проекту, а мы их выделили отдельно от непрерывной образовательной деятельности, детям давалась прослушивание музыки без имеющегося у него названия. Дети слушали её, обсуждали её, какая картина ему представлялась и воплощали в своём рисунке. Ответы были неожиданными для нас потому, что сами не ожидали такой фантазии у детей. Вот ответ одного ребенка о том, что он представил : «Вечные выходные». Не давая установку, как называется произведение, дети придумывали целые сюжеты и сказки. С следующего года мы решили привлечь в работе по проекту психолога Мистякову Т. М., потому что очень часто звучали ответы детей, в которых мы с Анной Юрьевной слышали о проблеме в семье, недостаток внимания родителей. Дети с различными нарушениями речи всегда отличались особой зажатостью в движениях, данный проект позволяет снимать зажатость в движениях. Уже сейчас могу сказать уровень исполнения песен и танцев у детей этой группы, в большинстве своём, близок к высокому. А самое главное для нас, это когда дети, организовывая их к совместному творчеству по проекту, кричат «Ура»!