Алла Коновалова
Организация самообслуживания и общественно-полезного труда в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Очень много внимания в педагогике уделяется труду. Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».
Публикация «Организация самообслуживания и общественно-полезного труда в старших группах» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Отношение народа к труду видим по пословицам, которых существует великое множество («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными» и т. д.).
Поэтому трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает :
Основные виды труда дошкольников :
1. Самообслуживание.
2. Общественно-полезный труд.
3. Труд в природе.
4. Воспитание любви к труду взрослых.
На данном педсовете коснемся таких видов трудовой деятельности как самообслуживание и общественно-полезный труд.
Краткая характеристика видов труда :
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Общественно-полезный труд – это труд ребенка, направленный на помощь взрослым при поддержании порядка в группе, на участке, добросовестное выполнение обязанности дежурных и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки общественно-полезного труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Формы организации труда :
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд (общий, совместный).
Краткая характеристика форм организации труда :
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть : индивидуальным, подгрупповым,
общим. По продолжительности - кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Методический комментарий.
Такие виды труда, как самообслуживание и общественно-полезный труд используются во всех возрастных группах детского сада.
Каждый педагог понимает, что объем работы, который могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде : насколько были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.