Надежда Отразова-Визулайнен
Организация работы в группах на занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер, то есть должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию. Работа в группах на занятии - это своеобразная игра, игра в организацию, игра в обучение. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления обучающихся.
Публикация «Организация работы в группах на занятии» размещена в разделах
Работа в группе помогает ребёнку осмыслить свои действия. Поначалу, работая совместно, ребята распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.
Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в небольших спорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт контроля, оценки, планирования. Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся. Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности ребята учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Работа в группе является одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо её использование. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность, растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует). Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля педагога. Групповая работа является одной из самых продуктивных форм организации сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо её использование. Во время занятий педагоги своими стараниями должны пробудить у учащихся интерес и любопытство, раскрыть их способности и талант, показать ребенку его успешность, помочь сформироваться как личность. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет свои, ярко выраженные особенности. Ребенок самостоятельно выбирает интересный для себя вид деятельности специфику дополнительного образования. Занятие в системе дополнительного образования – это, прежде всего, творческий процесс. Заставить ребенка посещать занятия в том или ином творческом объединении нельзя. Только заинтересованность самого ребенка поможет ему раскрыть свой творческий потенциал, и будет способствовать реализации его возможностей и формированию положительной мотивации к учебной деятельности. Использование групповой работы активно включает каждого ученика в процесс деятельности. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и так далее, совершенствуются межличностные отношения.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность, растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует). Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля педагога. Групповая работа является одной из самых продуктивных форм организации сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо её использование.
Работа в группах на занятии создаёт благоприятные условия для включения всех обучающихся в активную работу. При организации работы в группах каждый ребенок мыслит, выражает своё мнение, выслушивает мнения других. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решений, анализируется сказанное, работа в группах увлекает, помогает формировать личность, которая умеет и желает учиться.