Кузьмина Нина
Организация наблюдения в младших группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация наблюдения в младших группах ДОУ
Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.
Публикация «Организация наблюдения в младших группах ДОУ» размещена в разделах
Содержание
1 Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
1.1 Классификация наблюдений
1.2 Возрастные особенности младших дошкольников
2 Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада
2.1 Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе
2.2 Пример конспекта «Наблюдение за снегом»
2.3 Временной план наблюдений
2.3.1 Тема «Снег»
2.3.2 Тема «Осень»
Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.
В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии
Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:
привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
установление признаков отличия одного объекта от другого;
формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.
Классификация наблюдений
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
По месту проведения:
-на участке;
-в групповой комнате;
-в лесу, поле и т. д.
По количеству детей:
-индивидуальные (1–4 человека);
-групповые (5–10 детей);
-коллективные (вся группа).
По причине проведения:
-случайные;
-запланированные;
-как ответ на вопрос ребёнка.
По характеру включения в педагогический процесс:
-эпизодические;
-систематические.
По продолжительности:
-кратковременные (от 5 до 15 минут);
-длительные (свыше 15 минут).
По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
-однократные;
-многократные, или циклические.
По месту в цикле:
-первичные;
-вторичные;
-заключительные, или итоговые.
По характеру объектов:
-наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
-наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).
Возрастные особенности младших дошкольников
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет.
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты
Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.
В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:
-Птичка… (птичка,
-Вот тебе… (водичка!
-Вот тебе… (крошки)
-На моей… (ладошке!
Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.
Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада
Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.
Картотека наблюдений в первой младшей группе
Наблюдение за собакой
Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
привить желание заботиться о собаках;
формировать знания о привычках собак.
Собака — друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом.
Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают.
Наблюдение за птицами
Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает.
Наблюдение за кошкой
Узнать больше о таком животном, как кошка;
узнать больше о её повадках, привычках.
Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных — приближается к нему.
Наблюдение за птицами
Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
чётко выявить их сходства и различия.
Обратить внимание на то, что:
воробей маленький, а голубь большой,
воробей прыгает, а голубь бегает,
воробей коричневый, а голубь серый,
воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
Наблюдение за синицей
Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
развить желание подкармливать их в холодное время года.
Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой.
Наблюдение за трудом дворника
Понять задачи работы дворника.
Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора.
Наблюдение за ветром
Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду.
Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают.
Наблюдение за водой
Пронаблюдать за свойствами воды.
Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной.
Наблюдение за листьями осенью
Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья.
Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года.
Наблюдение за снегом
Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители.
Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке.
Пример конспекта «Наблюдение за снегом»
Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.
Цели:
Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
Активизировать детей за счёт словесной реакции.
Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.
Материалы:
-снег,
-грабли,
-варежки,
-санки,
-лыжи,
-лопатки.
Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:
Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный)
В. : Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.
Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:
-лепят,
-мнут,
-топчат,
-дуют,
-копают лопаткой,
-ловят голыми руками и варежкой.
Физминутка «Метель». Дети кружатся, изображая движение снежинок. Если воспитатель говорит «метель» — дети бегают, «тишина» — замирают.
Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.
Временной план наблюдений
Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.
Тема «Снег»
1. Викторина о снеге в помещении — 5 минут. Обсуждение свойств снега (пушистый, мягкий, холодный, его реакции на внешние раздражители.
2. Игровая деятельность — 4 минуты.
Игра «Метель» (задача: научить детей бегать и замирать по сигналу).
Игра «Снежки» (задача: слепить снежок и попасть им в мишень).
3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.
4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.
Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.
Тема Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.
1. Викторина про осень в помещении — 5 минут. Обсуждение отличительных черт осени (улетают птицы, холодает, часто идёт дождик).
2. Игровая деятельность — 4 минуты.
Игра «Каштаны» (задача: собрать как можно больше каштанов на земле).
Игра «Листочки» (задача: научить детей быстро двигаться, имитируя движение опадающих листов, и реагировать на сигнал воспитателей). Дети бегают по площадке, имитируя движение опадающих листов. Если воспитатель говорит «тишина!», дети замирают, «листопад» — кружатся.
3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.
4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.
В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей