Елена Клюева
Обучающие игры по ФЦКМ у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
2 слайд
Формирование целостной картины мира — это образовательная область, расширяющая кругозор и предполагающая последовательное знакомство с предметным, социальным окружением ребят, а также с явлениями природы на уровне, доступном для понимания в конкретном возрасте.
3 слайд
Цели образовательной области фцкм :
• развитие познавательно-исследовательской активности ребят;
• обогащение и закрепление багажа знаний относительно объектов и явлений, окружающих детей;
• развитие навыков трудовой деятельности;
Публикация «Обучающие игры по ФЦКМ у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
• знакомство с циклическими изменениями в природе (в младших группах дети получают представления о самом факте смены времён года, в средней — усваивают отличительные признаки каждого из сезонов, а в старшем дошкольном возрасте знакомятся с сопутствующими зиме, весне, лету и осени изменениями в животном и растительном мире);
• воспитание основ экологической культуры (малыши знакомятся с теми или иными явлениями природы, получают представления об экологической безопасности и на основе теоретического и практического опыта приходят к выводу о необходимости бережного отношения к окружающему миру).
4 слайд
Знания и навыки по формированию целостной картины мира даются не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и совместной деятельности, и конечно же игре, как ведущем видом деятельности в дошкольном возрасте. Сегодня, хотелось бы подробнее остановиться на обучающих играх по фцкм у дошкольников.
Одним из видов обучающих игр является дидактическая игра. Дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
5 слайд
Дидактические игры классифицируют по следующим видам: Игры с предметами, Игры с природным материалом, Настольно-печатные игры, Словесные игры
6 слайд
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
7 слайд
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяются при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Они организуются как во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, так и в группе, работая с собранным материалом. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
8 слайд
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?» : дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 — 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 — 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу : развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
9 слайд
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
10 слайд
Лэпбук – как один из видов обучающих игр. По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученную в занимательно-игровой форме.
11 слайд
Примеры лепбуков в нашей группе, созданных воспитателями и специалистами. Лепбуки могут быть, как в виде папки.
12 слайд
Так и в виде альбома. Лэпбуки объединяют в себе целый комплекс задач, по изучению или закреплении определенной темы.
13 слайд
Подвижные игры, так же могут помогать для закрепления знаний об окружающем мире. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.
14 слайд
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
15 слайд
В работе по ФЦКМ можно использовать готовые серии игр, которые имеются в нашем ДОУ. Например, серия игр "Готовимся к школе", которая находиться в педагогическом кабинете. Игры можно установить на интерактивную панель, и они будут работать без диска.
16 слайд. Развивающие пособие, направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. В интерактивном пособии представлены самые основные лексические темы, изучаемые в дошкольном возрасте.
17 слайд. Пособие включает темы и игры на развитие внимания, памяти, мышления, расширение кругозора и словарного запаса. В каждую тему включены интерактивные задания с генератором вариантов, задания сопровождаются аудио инструкциями. Дошкольники научатся сравнивать предметы на картинках по разным признакам, самостоятельно выявлять критерий для сортировки. Функция произвольного набора заданий позволит развить у дошкольников не шаблонное, а логическое и элементы критического мышления.
18 слайд
Так же из готовых интерактивных игр для ФЦКМ, у Екатерины Олеговны есть диски мерсибо "Море лексики" и "Море лексики 2".
На каждом диске по 12 интерактивных игр для работы по лексическим темам. С помощью игр вы сможете проработать основные лексические темы, развить визуальное внимание, наблюдательность и связную речь.
19 слайд
У игр интересный сюжет: надо не просто перечислить слова, а помочь сапожнику починить обувь или исправить овощи в огороде Незнайки. Такой подход помогает увлечь ребенка на занятиях и повысить эффективность обучения.
В играх дети осваивают слова, понятия, деятельность людей в рамках заданной темы, узнают новые выражения, различают и сравнивают предметы, дифференцируют понятия.
В некоторых играх есть настройки, которые помогут адаптировать задачу под индивидуальные особенности ребенка. Например, в игре «Домашние животные — 2» можно выбрать количество животных, показ взрослых животных или их детенышей, включить или отключить озвучку названия животных.
20 слайд
Интерактивные игры для ФЦКМ у дошкольников так же можно создавать самостоятельно, например в программе LearningApps. LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что дети могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине. Здесь можно найти ряд шаблонов, которые можно наполнить своим содержанием.
21-22 слайд
Мною созданы различные виды интерактивных игр в приложении LearningApps для закрепления изученных лексических тем. С ними можно ознакомиться, перейдя по ссылкам презентации или в нашей группе вконтакте, куда я их выкладываю, для домашнего закрепления изученной лексической темы.
23 слайд
Самостоятельно можно создавать так же игровые поля для интерактивной пчелки. Данный комплект представляет собой игровой модуль для развития алгоритмики, логики и знако-символьной системы у ребенка. На верхней части пчелки расположены программные кнопки, которые позволяют задавать алгоритм ее действий.
Пчелка перемещается по игровому полю – его можно купить в заводском исполнении.
24 слайд. или же сделать свое, авторское. В зависимости от того, какое игровое поле вы выбираете, игру можно адаптировать под разные образовательные задачи.
Таким образом ФЦКМ у дошкольников, можно сделать более интересным и увлекательным занятием.