Людмила Беспалова
Выступление на педсовете «Плавание в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды.
Ведь купание и плавание поднимают настроение, закаляют организм, укрепляют веру в свои силы у всех, кто чувствует себя уверенно в воде. Однако родители не всегда могут сами обучить своих детей плаванию.
Публикация «Выступление на педсовете „Плавание в жизни детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Исключительное значение плавание имеет также и для экономичной работы сердечно-сосудистой системы. Наряду с терморегуляцией и связанным с ней обменом веществ, которые вызваны холодом и обусловливают усиление кровообращения, давление и сопротивление воды во время плавания оказывают еще и специфическое действие на работу сердца и циркуляцию крови.
Когда пловец ложится на воду, его тело испытывает дополнительную нагрузку (0,02—0,05 кг/см2, которая возникает в результате давления воды. При нырянии давление увеличивается пропорционально глубине. Точно так же зависит нагрузка на тело пловца и от скорости плавания. В результате преодоления нагрузок, которым подвергается организм во время систематических тренировок в воде, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полости сердца. Следовательно, преодоление нагрузок заставляет сердце работать более экономично, что со временем значительно улучшает кровообращение. Систолическое кровяное давление снижается, в то время как диастолическое незначительно повышается, в результате чего устанавливаются благоприятные показатели давления крови и повышается эластичность стенок сосудов. На гармоническое развитие детского организма с его воздействием на сердце
и кровообращение оказывает благотворное влияние.
Естественно, что процессы обмена и экономичное функционирование сердечно-сосудистой системы при тренировках, требующих особой выносливости, зависят от регулярного и достаточного снабжения организма кислородом. Это будет возможно только при условии правильного процесса дыхания. При этом необходимо учесть, что вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку и брюшную полость; кроме того, при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде, и, следовательно, только при хорошо отработанной технике дыхания можно обеспечить необходимое ритмичное поступление кислорода. Иными словами, давление воды на грудобрюшную полость усиливает выдох. В результате укрепляются мышцы органов дыхания.
Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки. Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.
При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.
При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой).
Поэтому плавание усиленно рекомендуется ортопедами и педиатрами для
предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.
Совершенно очевидно, что плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм и приносят громадную пользу. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше. Но есть и еще одна серьезная причина для пропаганды плавания. Международная статистика за последние годы показывает, что в числе погибающих от несчастных случаев утопающие составляют значительную долю. Проведенные исследования показали, что процент погибающих в воде детей в младенческом, дошкольном и раннем
школьном возрасте равен проценту детской смертности от скарлатины и
дифтерита. Согласно статистике несчастные случаи на воде с детьми дошкольного и подросткового возраста занимали в числе ежедневных катастроф второе после дорожных происшествий место.
Чаще всего несчастные случаи на воде происходят с детьми от 3 до 10 лет (34%). Дети 10—15 лет тоже часто тонут (22,7%). Эти цифры заставляют бить тревогу!
Многообещающим средством предупреждения несчастных случаев на воде помимо мероприятий по усилению спасательных служб, бесспорно, является обучение плаванию. Оно предусматривает не только овладение характерными для плавания движениями, но и вырабатывание навыков сознательного и безопасного пребывания в воде. Поэтому задача — обучить детей плаванию встретит поддержку у всех людей без исключения.
Большое значение имеет тот факт, что в плавании малыши могут переносить высокие спортивные нагрузки. Это обусловлено благоприятными условиями для тренировок в воде и для проведения состязаний. К примеру: здесь не может быть и речи о каком-либо соприкосновении с противником, так как каждый участник имеет свою, строго ограниченную дорожку, вследствие чего такие физические признаки соревнующихся, как возраст, рост, конституция, вес и
другие, играют второстепенную роль.
К этому следует добавить то положительное влияние, которое оказывает плавание на сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат в целом. Не следует забывать и о том, что при плавании юный спортсмен может выдерживать высокие нагрузки в течение многих лет и даже способен их повышать.
Воспитание маленьких граждан должно предусматривать и включать спорт как неотъемлемую составную часть. Занятия спортом помогут выработать у малыша, многообразные положительные черты характера. Это распространяется на спортивные занятия плаванием, так же как и на занятия, другими видами спорта. Однако процесс обучения основам плавания и тренировки имеет свои особенности. Например, у детей дошкольного и младшего школьного возраста, прежде всего, необходимо выработать
гигиенические навыки. В этом особенно наглядно проявляется тесная взаимосвязь между воспитанием и укреплением здоровья детей.
Перед занятием плаванием дети должны тщательно и добросовестно мыться. Кроме того, малышей необходимо приучить к правильному поведению и после уроков плавания : они должны уметь освобождать от воды уши, правильно сушить волосы и т. д.
Частое пребывание в воде, неуклонно возрастающее при этом чувство безопасности (особенно проявляющееся при нырянии и прыжках в воду) способствуют дальнейшему развитию таких необходимых черт характера, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность. Опасности, с которыми на первых порах сталкиваются дети, обязывают их строго выполнять правила, требуют дисциплины и умения оказать помощь.
В процессе дальнейшего обучения юные пловцы могут научиться специальным приемам оказания первой помощи и комплексу упражнений по спасанию тонущих.
Родители, общественные организации, органы здравоохранения и спортивные организации должны расширить свою деятельность с тем, чтобы плавание широко культивировалось среди детей различных возрастных групп.