Кокорева Надежда
Выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
«Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Воспитатель:
Кокорева Надежда Ивановна
2017 г.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребенок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир». Дошкольный возраст – возраст «почемучек».
Публикация «Выступление на педсовете» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с передачи готовых знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.
Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще-учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
При использовании метода проектов надо придерживаться таких требований как:
• Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
• Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
• Структурирование проекта (поэтапные результаты).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одной недели до месяца, а также длительные проекты, которые занимают весь учебный год. Работу над проектом надо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
постановка цели;
поиск формы реализации проекта;
разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
организация развивающей, познавательной, предметной среды;
определение направлений поисковой и практической деятельности;
организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
Что дает ребенку деятельность экспериментирования? Во-первых, у детей формируются реальные представления об окружающем; во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. А усвоив многообразие способов познания мира, ребенок будет стремиться к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем. В нашей группе старшего возраста в уголке природы организованна детская лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием для экспериментирования. Ценность обусловлена тем, что каждый ребенок имеет возможность самостоятельно провести опыт с воздухом, магнитом, почвой, песком, не только узнать, но и получить практические навыки.
Основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации составляет проектная деятельность, способствующая обеспечению сотрудничества, способом реализации замыслов. Мною был разработан исследовательский проект «Чудо – огород на окошке растет». Практические занятия выявили представления детей о выращивании культурных растений, умение выделять взаимосвязи среды обитания. Чтобы пополнить представления детей по этому разделу в группе была организована целенаправленная работа: разработаны формы взаимодействия ребёнка с растениями, имеющимися в помещении и на участках детского сада.
Интегрированные занятия, акцентированные на совместной практической деятельности, позволили раскрыть экологическую ценность для достижения цели – ознакомления детей с культурными растениями, которые выращиваются на огородах.
В основу подготовительного этапа проекта входят накопления знаний о разнообразии культурных растений, условий, необходимых для роста растений.
В следующем этапе проектной деятельности я стремилась вызвать у детей интерес к выращиванию и уходу за культурными растениями. С этой целью использовала комплекс приёмов, который позволяет формировать научное мировоззрение, исследовательскую деятельность. Данный этап был нацелен на воспитание бережного отношения к растениям, умение составлять рассказы своего труда, дать детям знания о взаимодействии человека с природой.
Данный подход к экологическому воспитанию обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Проделанная работа позволяет сделать выводы: дети стали более наблюдательны, свободно устанавливают связи, зависимости, выделяют причины и следствия, умело используют модели, схемы, оборудование. Я стремилась показать красоту здорового живого организма, в качестве которых выступали культурные растения, умение наслаждаться проделанным опытом, беречь природу и защищать.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Расширение познавательного пространства дошкольников открывает перед детьми новые познания, дает возможность удовлетворить любые познавательные интересы.
Главная особенность данных методов – активизировать мыслительную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Таким образом, метод проектно-поисковой деятельности с дошкольниками является наиболее приемлемым для организации непосредственно образовательного процесса, так как он охватывает все образовательные области и дает возможность не только познавать, но и применять полученные знания на практике.
Список литературы:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005.
Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
Слободчиков В. И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.