Папки-передвижки

Инновационные подходы исследовательской деятельности в ДОУ

Светлана Менщикова
Инновационные подходы исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель исследовательской деятельности:

- формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

- формировать и развивать: познавательный интерес, познавательную активность;

- развивать творческое воображение;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

- развивать коммуникативные навыки.

Публикация «Инновационные подходы исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Инновация – процесс внедрения определенного новшества.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества.

От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Инновационные подходы (технологии, формы):

- ИКТ (Информационно – коммуникационные технологии);

- Проектная деятельность;

- Лэпбук (Книга с информацией по одной теме);

- ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач);

- Квест;

- Кейсы.

ИКТ

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экспериментальную деятельность позволяет наиболее полно и успешно реализовать новые стандарты образовательного процесса в ДОУ.

ИКТ позволяют строить процесс обучения на основе:

- зрительного (презентация, анимация);

- слухового (звуковые и видеоматериалы);

- осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.

В дошкольных образовательных учреждениях используются: интерактивные игры, развивающие видео, презентации, материалы аудио энциклопедий, слайд-шоу с использованием PowerPoint, модели, построенные с помощью Excel, фото-, видео- оборудование.

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной работе с использованием ИКТ эмоциональная, яркая, интересная, запоминающаяся и наглядная. С помощью презентаций можно увлечь ребенка в активную познавательно- исследовательскую деятельность. На таких занятиях расширяется представления детей об окружающем мире, дети знакомятся с различными основными физическими и химическими свойствами веществ.

Презентацию можно использовать для объяснения новой темы, также для закрепления и повторения уже пройденного материала. Для того чтобы ребенку было интересно необходимо, чтобы презентации были красочные в сопровождении звуковых эффектов и видеозаписей.

Проектная деятельность

Проектная деятельность является одним из самых популярных форм исследовательской работы дошкольников и педагогов. Данная форма позволяет проводить опытно – исследовательскую деятельность системно (прослеживается преемственность). Проект имеет цель, задачи, предполагаемые результаты и план работы по определенной теме исследования. В данной форме можно наблюдать выполненную работу и фиксировать результаты.

Лэпбук

Лэпбук - интерактивная папка, самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук – является наглядной формой, дополнением определенной темы исследования. Положительные моменты Лэпбука являются:

- наглядность;

- простота в использовании;

- доступность (для педагога);

- многофункциональность (загадки, карточки, лото, картинки- иллюстрации, фото, раскраски, дидактические и другие игры по определенной теме).

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения.

ТРИЗ

Методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением.

Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?

Первое.

Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».

Будьте хозяином своей судьбы.

Достигайте успеха в том, что Вы любите.

Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

Стройте свои отношения с людьми на доверии.

Развивайте свои творческие способности.

Культивируйте в себе смелость.

Заботьтесь о своем здоровье

Не теряйте веру в себя.

Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.

Пятое.

Игры- каждый день!

Целесообразно составлять картотеки, каталоги, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и. т. д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.

«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.

Заставит задуматься о стиле жизни.

ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Квест

Квест (англ. quest) – поиск, приключение или приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице.

Квест – это командная игра.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в форме квеста позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Кейсы

В опытно-экспериментальной деятельности используют обучающие и научно-исследовательские кейсы.

Основной их смысл заключается в том, что кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

В опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать следующие формы кейсов:

- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

- кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

Существуют следующие правила применения кейс-технологий:

- Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.

- Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.

Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.

- Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.

- При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.

- Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.

Таким образом, суть кейс – метода заключается в стимулировании познавательной деятельности.

Пример кейса по исследовательской деятельности:

Кейс -прогнозирование:

Направлена:

- умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;

- умение строить логические и обоснованные прогнозы с помощью элементарных естественно научных представлений;

- развитие критического мышления, умение включатся в коллективное решение сложных задач.

Кому адресован:

Дети среднего и старшего возраста.

Ситуация:

Одна девочка очень любила бабочек. Она ими любовалась в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы вечно было лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»

Момент проблемного включения детей:

Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это хорошо?

Комментарии:

Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фотоотчёт о проведении исследовательской деятельности по выращиванию лукаФотоотчёт о проведении исследовательской деятельности по выращиванию лука Цели: - формировать у детей познавательный интерес к познавательному экспериментированию; - создавать условия для экспериментальной.

Фотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группыФотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группы Дети - народ любознательный, им все интересно, они с удовольствием любят что-то изучать, творить своими руками, и, конечно исследовать все.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы исследовательской деятельности в ДОУ
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 16:13
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы исследовательской деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Менщикова (УИ 275651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД