Надежда Соколова
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
Куртамышского района
«Куртамышский детский сад № 4»
___А. Н. Конева
Выступление воспитателя на педагогическом совете на тему:
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ
СЕМЬИ»
Подготовила: Соколова Н. А.
г. Куртамыш
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Слайд 2
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
Слайд 3
• совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр. ;
• семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
• после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
Слайд 4
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Если воспитатель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными р е к о м е н д а ц и я м и :
Слайд 5
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
3) читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;
Слайд 6
4) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
5) если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
6) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
7) если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;
8) если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?»…
Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.
Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать – сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать – пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.
Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.
Слайд 7
Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.
Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Задача педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?
1) Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
2) В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:
– «Сказка в жизни ребенка»;
– «Как и когда рассказывать сказки»;
– «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;
– «Личная библиотека вашего ребенка» и др.
3) Целесообразно проводить подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
4) Особая роль принадлежит родительскому собранию – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.
Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.
5) Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи тем (как приохотить ребенка к слушанию книг, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.). Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.
Слайд 8
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
Интернет ресурсы
Традиции семейного чтения. Книга для всей семьи - какая она?
https://www.labirint.ru/child-now/kniga-dlva-semevnogo-chteniya/
Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка. -
Текст : электронный // Инфоурок: Библиотека материалов : сайт. - 2019. -URL:
https://infourok.ru/material.html?mid=68520 (дата обращения: 18.07.2019).
Традиции семейного чтения // Социальная сеть работников образования :
8 сайт
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/23/traditsii-semeynogo-chteniya
(дата обращения: 26.07.2019).
Тренинговое занятие с родителями «Семейные традиции-семейное чтение»
// Социальная сеть работников образования : сайт
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/02/12/zanyatie-s-roditelyami-s
emeynye- traditsii-semeynoe-chtenie (дата обращения: 26.07.2019).
Федосеева В. В. Традиции семейного чтения / В. В. Федосеева - Текст :
электронный // Социальная сеть народного образования : сайт. - 2019. -URL:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/librarv/2014/02/23/traditsii-semevnogo-chteniva
Книги
Сурженко, Леонид Анатольевич. Как вырастить личность. Воспитание без
крика и истерик / Л. А. Сурженко. - Санкт-Петербург [и др. ] : Питер, 2012. - 236, [4]
с. : ил.
Родившийся малыш подобен зернышку. В нем заложено все. Но прорастет ли
оно? Вырастет ли из него красивое, цветущее и плодоносящее растение?
Разовьются ли в полной мере способности? Это зависит от родителей. В книге
затронуты самые важные и «болезненные» вопросы воспитания. Родители узнают, как воспитать здорового, счастливого, умного, креативно мыслящего человека.
Издание поможет и родителям стать интересными для своих детей, сформирует их авторитет в глазах ребенка.
Подольский, Андрей. Я не понимаю своего ребенка : книга для родителей от
0 до 6 лет / А. Подольский, Т. Батенева ; [ил. А. В. Капнинского]. - Москва : Эксмо,
2012. - 381, [3] с. : ил. ; 20 см. - (Искусство быть родителем. Советы
профессионалов).
Книга поможет вам лучше понять своего ребенка, мотивы его поведения в
разных ситуациях, избежать ошибок, которые вольно или невольно совершают
многие родители. Вы узнаете, как правильно справляться с детскими капризами, страхами, непослушанием. Научитесь давать простые и понятные ответы на самые сложные детские вопросы. Станете своему малышу лучшим другом и воспитаете гармонично развитого, уверенного в себе, доброго, ответственного человека.
Соломатина, Галина Николаевна. Приемные дети: как справиться с
проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье / Г. Н. Соломатина. -
Москва : ВЛАДОС, 2013. - 120 с.
В последнее время все больше россиян принимают в свои семьи детей-сирот.
Но при воспитании приемных детей, они, как правило, сталкиваются с большими
трудностями, особенно в адаптационный период. Автор на основе личного опыта, а также на основе систематических наблюдений за жизнью замещающих семей рассматривает не только основные проблемы адаптации, но и предлагает конкретные рекомендации по воспитанию приемных детей в этот сложный жизненный период.
Маховская, Ольга Ивановна. Как вырастить ребенка в мире без границ :
российский, европейский и американский опыт воспитания / Ольга Маховская. -
Москва : Э, 2017. - 267, [3] с. : ил.
В своей книге известный психолог и писатель Ольга Маховская не только
анализирует и сравнивает три во многом различные системы воспитания, но и
проводит увлекательный экскурс по семейным, культурным, образовательным,
бытовым традициям трех стран. Это не просто книга о воспитании и психологии детей – это и увлекательное исследование, значительно расширяющее кругозор.
Автор рассказывает, что полезного могут почерпнуть родители у иностранных
«коллег», дает полезные и четкие советы для разных ситуаций, приводит живые примеры, обращается к литературным и фольклорным источникам. Оченьинтересно преподносится тема национального темперамента, который во многом определяет отношение к воспитанию детей.