Манаенкова Лариса
Развитие активной речи детей в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете «Развитие активной речи детей в различных видах музыкальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека, максимально бла-гоприятный для активного усвоения, развития и становления связной, фонетической, лексической и грамматической речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.
Публикация «Развитие активной речи детей в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций. Слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи возможно через любой вид музыкальной деятельности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с детьми любого возраста является воспри-ятие музыки. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек ви-дит, слышит, чувствует.
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов и является ведущим.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия, определить характер, темп, определить характер движения.
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативу и самостоятельность в речевом общении.
Большое значение для развития образной связной речи воспитанников имеет применение в работе различных методов и приемов.
Основные методы – наглядный, словесный и практический.
С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений или слушание музыки в ау-диозаписи.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значе-ние. Зрительная наглядность - это пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, игрушки. Применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию.
Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.
Рассматривание картин из цикла «Времена года», подобрать картину, соответст-вующую музыке.
Практический метод.
Можно предложить детям нарисовать музыку. Ребенок рисует не столько музыку во вре-мя ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Детям проще рассказать о ри-сунке, чем о музыке, и высказываются они о своих рисунках более охотно. Но именно через рисунок и происходит осмысление музыкального образа. На нарисованную музыку дети все-гда радостно откликаются и узнают, даже через большой промежуток времени.
Практический метод позволяет выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах (Сен-Санс «Карнавал животных»). В результате дети яснее, глубже вслушиваются в музыку, различают в ней и характер, и изобразительные моменты, и наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Сен-Санс «Карнавал животных» (найти картинку, соответствующую музыке)
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, наиболее тесно связан-ный с развитием речи
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает :
- речевое дыхание,
- голос,
- формирует чувство ритма и темпа,
- улучшает дикцию,
- координирует слух и голос.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребё нка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Также пение помогает исправлять недостатки речи : невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей.
Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами.
Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, кото-рая позволяет эффективно решать задачи развития речи. Пальчиковая игра «Вот носик…»
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каж-дому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терми-нами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Разви-вается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодо-леть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах : бумага, карандаши, коробочки, баночки и пр.
Шумовой оркестр «Полька – шуршалочка», И. Штраус
Оркестр «Марш», И. Штраус
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи : помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.
Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно, а систематические и целенаправленные занятия музыкой в детском саду способствуют успешному развитию детей как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».