Ясупиева Импирият Сулеймановна
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок–существоразумное,онхорошознаетпотребности, трудности ипомехисвоей жизни. Недеспотичныераспоряжения,не недоверчивый контроль, атактическаядоговоренность,веравопыт,сотрудничество и совместнаяжизнь”.
Принято считать, что типичной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Однако обоснованность и абсолютность этого предположения все чаще ставится под сомнение. В течение многих лет наука искала в дошкольном детстве по-настоящему детские занятия, которые позволили бы интенсивно развиваться без помощи взрослых или с их помощью. Таким видом деятельности оказались детские эксперименты, и, по мнению Н. Н. Поддьякова, именно эта деятельность возникает у самих детей в первые месяцы жизни.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание представлений и исследований, накопленных в дошкольной педагогике, разбросано по многочисленным программам и методикам, и педагоги должны иметь возможность выбирать из множества имеющихся, учитывая задачи развития, с одной стороны, и текущие интересы ребенка - с другой. Если практический и рациональный опыт взрослых часто сужает границы накопленного детьми личного опыта познания предметов и явлений окружающей среды, то для детей дошкольного возраста характерны любознательность, жажда новых впечатлений и желание самостоятельно докопаться до истины. По этой причине необходимо проанализировать реальные организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях, выявить факторы, ограничивающие познавательное развитие детей, и указать пути их устранения.
Я считаю, что познавательно-исследовательская деятельность напрямую удовлетворяет присущую детям дошкольного возраста любознательность и дает им возможность организовать собственные представления о мире. Для этого я учу главному, а не всему, учу целостному пониманию, а не сумме фактов, учу ориентироваться в потоке информации, а не давать максимум информации, стремлюсь к развитию функций обучения, организую учебный процесс в соответствии с моделью взаимодействия, ориентированной на ученика, и обеспечиваю, чтобы дети были Мы стараемся сделать их объектами воспитания, а не объектами обучения.
Путь к творческой личности сложен и труден. Однако эта большая трудность дает нам большую радость - радость преодоления, радость открытия и радость созидания, которая является высшей человеческой радостью.
Любая деятельность может протекать более эффективно и достигать более качественных результатов, если у человека есть сильная мотивация действовать бодро, глубоко, активно и изо всех сил, преодолевать трудности, неблагоприятные условия и ситуации и настойчиво идти к поставленной цели.
Экспериментальная деятельностьЭкспериментальная деятельность, наряду с игрой, является типичным видом деятельности для детей дошкольного возраста и представляет собой эффективное и доступное средство интеллектуального и когнитивного развития.
Вы можете экспериментировать с детьми самыми разными способами, включая выезды на природу, прогулки, трудовые занятия, наблюдения, самостоятельную и совместную деятельность.
Когда дети попробуют сами, этот опыт надолго останется в их памяти. И сколько у них будет эмоций. Вы можете экспериментировать со всеми детьми сразу. Его можно использовать как наглядное пособие, например, вулканы, или как проблемную ситуацию, например, тонет ли яйцо в воде. В нее легко играть с любым опытом. Превратитесь в мага, волшебника или фею.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает познавательную инициативу детей, углубляет их понимание окружающего мира, учит устанавливать причинно-следственные, общие, пространственные и временные связи, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний. Это один из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.