Валентина Мичурина
Выступление на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «.преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г Бакланов писал, что это «.не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Нравственно-патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.
Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также используем методическое пособие Е. Ф. Купецковой «Человек на родной земле».
Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняемся в результате такой деятельности сами мы - педагоги и родители, какие открытия делаем для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее. Ведь давно доказанный факт, что бы мы, не говорили, как бы, не объясняли детям, но только личный пример способен по - настоящему повлиять на модель поведения ребенка.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственноевлияние на развитие личности ребенка. В этом педагогам нашего ДОУ помогает специально созданный «уголок старины» «русская изба». Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы. А возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. В «Горнице»проводятся занятия по ознакомлению с предметами русского быта, чтение русских народных сказок, театрализованные представления.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Лучшее средство для этого – праздники и развлечения, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:
• народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
• государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
• международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
• православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
• бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является посещение краеведческого музея, расположенного в Тамалинской средней школе. Где собран материал о родном крае: области, городе. Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.
На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому одним из основных методов работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. Разработали проект «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу, создали выставку «Подвиг великих воинов», предложили детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших в Великой битве. Проделанная работа позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.
Данный проект стал доброй традицией в нашем детском саду.
В этом году мы, продолжая работу по патриотическому воспитанию, реализовали краткосрочный проект на тему: «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным поселком». Под творческим названием «Моя малая Родина»
Цель проекта:
Создание условий для воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем, поселком.
Задачи проекта
• Формировать знания о родном городе Пенза, доступные пониманию представления о достопримечательностях и традициях города;
• Развить познавательные интересы у детей среднего возраста к окружающему миру;
• Воспитать патриотизм, любовь к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с историей родного края – это первая ступень в развитие патриотизма, поскольку родной город для них является малой родиной.
Тип проекта: образовательный
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта дети среднего дошкольного возраста
Основные виды детской деятельности: познавательная и совместная со взрослым.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ
Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность.
предполагаемый результат:
Целенаправленная и систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с родным городом, поселком, предполагает следующие результаты:
• Сформируются зачатки патриотических чувств, знаний о родном городе;
• У детей повысится интерес к окружающему миру и истории родного поселка.
Проект включает в себя три этапа:
• Подготовительный этап – постановка целей, задач, выбор методов и приемов работы
•Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана) ;
• Заключительный этап – оценка эффективности проекта.
В ходе реализации проекта были проведены мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром: познакомили с достопримечательностями родного города Пенза, с названиями улиц в Тамале. Продолжали работу по формированию у детей представлений о родном доме, улице, которые являются частью родного города, поселка. Тема художественной изобразительной деятельности - «Вот наша улица, вот наш родной дом». На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений закрепляли знания детей о домашнем адресе и сформировали знания о том, что дома бывают разные по величине.
В игровой форме дети рассказывали о своих домах сказочному гостю - любопытному ежу.
Художественное творчество (лепка) на тему «Животные родного края» была направлена на формирование у детей знаний животных,обитающих в наших местах,воспитания любви и бережного отношения к окружающей природе.
Стремились раскрыть перед детьми красоту родной Тамалы. В процессе беседы «За что я люблю свою семью». Знакомили с традициями через рассматривание традиций на примере отдельных семей.
Показали, что любовь к своему городу, дому можно выразить в стихах, рисунках и фотографиях. Стихи были выбраны авторов Сурского края. Несколько стихов было прочитано «взрослых», понятно, что для понимания ребенка 4 -5 лет, они были сложны. Но дети слушали внимательно, непонимание некоторых слов и метафор компенсировалось мелодичностью и выразительностью.
На заключительном этапе было проведено коллективное художественное творчество детей «Моя Тамала».
Так же в рамках нравственно-патриотического воспитания в группе действует долгосрочный проект «странички нашей жизни». Самые значимые события из жизни наших воспитанников оформляются в фото альбоме, который будет вестись до выпускного бала наших ребят. На выпускном будет подготовлена большая презентация «Как все начиналось…». Ребята и родители смогут окунуться в атмосферу трогательной ностальгии, проникнуться теплыми чувствами и к саду в целом и друг к другу.
Данная работа по воспитанию патриотических чувств у детей продолжается и в ходе кружковой работы. В группе действует кружок «Наш край», где дети знакомятся с растениями и животными, встречающимися именно в нашем Пензенском крае и Тамалинском районе. Учатся любить природу, оберегать и защищать ее. В данном направлении работа только начата, но ребята проявили неподдельный интерес к темам, рассматриваемым на занятиях. Наперебой рассказывают о тех животных, которые они встречали, когда бывали на природе вместе с родителями. У всего этого есть еще один положительный момент. Помимо познавательного развития у детей обогащается эмоциональный опыт. А, как известно, эмоциональная память самая крепкая память у детей. В, последствии, став взрослым, они будут помнить тот эмоциональный опыт, который получили от общения с родителями, с природой, социумом. А эта положительная эмоциональная память и будет являться фундаментом патриотизма. То есть любви и уважения к родителям, к малой родине, стране.
Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан.