Елена Игоревна Банщик
Секреты эффективного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему
«Секреты эффективного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
2слайд
Публикация «Секреты эффективного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников» размещена в разделах
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Согласитесь, успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
3слайд
Условная классификация современных родителей:
«родители - критические наблюдатели»
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим
• хороший присмотр и уход за ребенком;
• полноценное развитие;
• оздоровление;
• обучение и воспитание;
• организация интересного досуга
Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)
4слайд
«родители-исполнители»
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Участвуют при условии значимой мотивации.
Не хотят лишать ребенка:
полноценного общения;
игр со сверстниками;
развития и обучения.
Задача педагога – не допустить, чтобы эта родительская группа
осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
5слайд
Третья группа – это семьи с неработающими мамами, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе и видят ценность работы детского учреждения.
Ждут от детского сада:
интересного общения со сверстниками;
получения навыков поведения в коллективе;
соблюдения правильного режима дня;
обучения и развития
Задача педагога – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
6слайд
Принципы взаимодействия педагога с родителями:
• Доброжелательный стиль общения
• Индивидуальный подход
• Сотрудничество, а не наставничество
• Тщательная подготовка
• Динамичность
7слайд
Что же такое сотрудничество, взаимодействие? – в широком смысле этого слова это многоплановый процесс развития контактов между людьми.
Со стороны педагогов необходимо - знание и учёт условий семейного воспитания каждого воспитанника.
Со стороны родителей необходимо - знание и учёт условий воспитания в детском саду.
Эффективное взаимодействие возникает только при обоюдном желании родителей и педагогов поддерживать контакты и выстраивать доверительные отношения. Но не всегда это получается, так как некоторые родители пассивны, безразлично относятся к своему ребёнку, некоторые агрессивно воспринимают информацию, исходящую от воспитателя, некоторые родители неохотно идут на контакт, ссылаясь на занятость, а недостаток времени наблюдается как у родителей, так и воспитателей для полноценного взаимодействия с семьёй.
Поэтому в задачу педагога входит не только владение основами коммуникативной культуры, но и умение гармонизировать детско-родительские отношения, устанавливать партнёрские взаимоотношения с семьями воспитанников, создавать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки.
8слайд
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
9слайд
Негативная информация, переданная педагогом родителям, может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта.
Во многом развитие взаимоотношений педагога и родителя зависит от формы, манеры и стиля подачи информации педагогом.
Приемы сообщения родителям негативной информации о ребенке:
• Негативную информацию следует сообщать при личной беседе с родителем.
• В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы.
• Использовать технику - «сэндвич».
10слайд
Основные принципы техники «сэндвич»:
Приветствие Технология «Правило 3-х плюсов» (улыбка, имя, комплимент)
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия негативной информации, т. е. хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой (комплимент)
Во второй части сообщается сама негативная информация Технология «Я - высказывание» (описывается поступок без излишней эмоциональной окраски, далее педагог вербально описывает свои чувства, вызванные поступком ребёнка проговаривается поведение ребенка, но не личность ребенка)
Третья часть включает поиск конструктивного решения проблемы с помощью выявление сильных сторон ребенка. Родитель должен понять, что вас искренне волнует проблема ребёнка и вы хотите помочь ребёнку преодолеть эту проблему.
11слайд
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
• Умение доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
• Избегать просторечных фраз, говорить грамотно.
• Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
• Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
• Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки "родитель - враг, соперник").
• Доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога).
• Заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, "для галочки").
• Использование в общение эффективных техник и приемов.
• Системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, "одноразовых" мероприятий).
12слайд
Спасибо за внимание!