Анастасия Герасимова
Психологический комфорт группы, его влияние на социальную адаптацию детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
«Психологический комфорт группы, его влияние на социальную адаптацию детей раннего возраста»(Из опыта работы)
Публикация «Психологический комфорт группы, его влияние на социальную адаптацию детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проблема адаптации детей раннего возраста к сожалению остается, необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной литературе (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.).
Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования.
В современной педагогической энциклопедии различают биологическую адаптацию, физиологическую и социальную.
Социальная адаптация способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
В период адаптации к ДОУ важным моментом является комплекс мероприятий направленный на укрепление физического и психологического здоровья детей.
Родители, отдавая ребенка в ДОУ, часто бывают взволнованы: в каких условиях будет пребывать ребенок, как наладится контакт ребенка с персоналом группы. Поэтому считаю, эта тема не теряет своей актуальности, не смотря на развитие общества, высокий уровень образованности родителей и другие факторы.
Поэтому я провожу большую предварительную работу с семьями, решившими отдать ребенка в детский сад. Провожу беседы с родителями, консультации, предлагаю рекомендации, ведь для них тоже наступает самая трудная пора.
По данной теме в папку для родителей подготовлены нами советы, рекомендации, консультации, которые постоянно пополняются.
При поступлении ребенка в детский сад для всех родителей проводится «День открытых дверей», где они имеют возможность познакомиться с основными направлениями работы детского сада.
Так же при поступлении было проведено родительское собрание «Особенности воспитания и развития детей третьего года жизни», родителям рассказали о том, как помочь ребенку лучше адаптироваться в новой обстановке. Познакомили с визиткой группы, где есть для них полезная информация: «О режиме дня», «Какие игры, занятия проводим в группе».
Проводим с родителями анкетирование, в которое входят вопросы о ребенке «К кому больше привязан ребенок», «Какие игрушки любит», «Какие ласкательные слова говорят ребенку». Согласно анкетированию выясняем, что большинство родителей занимаются со своим ребенком, читают книги, рассказывают сказки, рисуют, танцуют, гуляют.
Детей принимаем постепенно, по 1-2 ребенка в неделю, в группе дети в перые дни находятся по 2-3 часа, некоторые дети бывают с мамами, что позволяет облегчить прибывание детей в группе.
Очень хорошо в период адаптации помогают музыкальные произведения, которые включаем на разных режимных моментах.
Создали благоприятную атмосферу в группе, чтобы ребенка ничего не пугало, идя в группу. Попадая в незнакомую среду, да к тому же оторвавшись от мамы, маленький ребенок неизбежно испытывает негативные эмоции: обиду, страх, беспомощность, неприятие других людей.
Особое значение имеет организация предметно-развивающей среды в группе. Поэтому наша группа оформлена специальным образом. Стены выкрашены в розовый цвет – как показывают психологические исследования, розовый цвет поддерживает бодрое, веселое настроение. Занимательные уголки, красочные игрушки, яркие цвета в оформлении – все это создает уютную, комфортную обстановку. Основные принципы создания предметно - развивающей среды в нашей группе – комфортность, динамичность, доступность. Все предметы и игрушки соразмерны росту детей, находятся доступно для них.
В нашей группе показатели адаптации остаются высокими, хотя у нас самые маленькие дети. Легкая адаптация наблюдается у большинства поступивших детей. Снижается количество детей, переболевших в период адаптации.
Большую роль в адаптации детей в детском саду сыграл тесный контакт воспитателей с родителями, а также правильные методы и формы работы в адаптационный период.
Адаптация детей в детском саду важный период в жизни ребенка и родителей, поэтому все сотрудники стараются облегчить им этот важный этап в жизни.
Для создания психологического комфорта в детском саду во всех группах созданы условия для самостоятельно-поисковой, экспериментальной деятельности, имеются театрально-речевые зоны, разнообразный изобразительный материал для воплощения творческих замыслов детей.
Оборудованы зоны отдыха (мягкие диванчики, уголки уединения).
Во всех группах соблюдается режим дня, режим двигательной активности. Соблюдается рациональное питание.
Благоприятным фактором психологического комфорта в группе является стиль педагогического общения воспитателя с детьми. Мы предпочитаем демократический стиль общения – общение на основе дружеского расположения. Большинство педагогов ДОУ работают в ключе личностно-ориентированной модели, воспринимают ребёнка как равного, но другого, со своими проблемами, желаниями, интересами.