Наталья Литвинова
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
Тема «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Воспитатель Литвинова Н. А.
МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок»
г. Железноводск
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
посредством логико-математических игр.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, интернета, спутникового телевидения, мобильной связи. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших детей ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Огромную роль в развитии интеллекта играет математика. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Логика - это наука о формах и законах правильного мышления человека. Слово «логика» имеет греческие корни. Этот термин образовался от слова «логос», что переводится как «рассуждение, разум, мысль, смысл». Это не случайно, ведь основы современной логики заложил древнегреческий философ Аристотель.
Логика – что это? Попробуем решить такую задачу: на столе лежат 200 листов бумаги. За каждую секунду можно отсчитать один лист. Сколько секунд понадобиться, чтобы отсчитать 150 листов? Ответ. 50 секунд, чтобы отсчитать 50 листов, и в стопке останется 150 листов. Они то нам и нужны.
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
В целях развития логического мышления нужно предлагать дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности.
Усвоение достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов
развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения.
Логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы
математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Логико-математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Способствуют:
- освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи;
- овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом;
- накоплению логико-математического опыта,
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Игровой занимательный математический материал многообразен.
Логико-математические игры классифицируются по цели применения.
1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки).
Существует несколько легенд о происхождении этой головоломки. Я расскажу одну.
Более 4000 тысяч назад у одного китайца из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался её сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что в впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. Или как мы называем игра «Танграм»
К этой серии так же относятся игры:
«Волшебный круг» (круг делится на 10 частей,
«Вьетнамская игра» (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями,
«Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм»,
«Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей,
«Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей,
«Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей,
«Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей,
Игры В. С. Воскобовича «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Геоконт» и «Математический планшет».
Сейчас популярна логическая головоломка для детей и взрослых – пентамино. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.
Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.
2. Игры на объемное моделирование «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор».
3. Игры на трансформацию, трансфигурацию «Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Клубок», «Куб».
4. Игры на составление целого из частей «Чудо-цветик», «Соты Кайе», «Прозрачный квадрат», «Шнур затейник».
5. Игры на освоение счета «Счетные палочки Кюизенера»
Игры со счетными палочками.
Краткая история: игра со счетными палочками имеет древние корни. Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей.
Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Палочки Кюизенера.
С помощью цветных палочек Кюизенера дети еще в период дочислового обучения, не зная счета и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения.
Это пособие получило название бельгийского педагога и математика Джорджа Кюизенера. Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. В набор входят палочки 10 разных цветов и размеров, от сантиметра до десяти. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, развивать у ребенка интерес к математике в игровой форме.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т. е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
6. Игры на выявление свойств «Логические блоки Дьенеша».
Венгерский научный деятель Золтан Дьенеш разработал авторскую систему для раннего освоения математики детьми. Использование геометрических фигур Дьенеша способствует развитию логического мышления ребенка, формированию представлений о геометрических формах.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.
Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать, а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм
с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом.
7. Логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные).
Целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе использую логические задачи и упражнения, загадки. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у дошкольников. Такие задания как сравнение двух предметов по нескольким признакам одновременно, поиск недостающих в ряду фигур или элементов, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
8. Загадки, задачи-шутки, задачи-ловушки, занимательные вопросы.
В каждом углу комнаты сидело по одной кошке, напротив каждой кошки – ещё по одной кошке. Сколько в комнате кошек?
Как разделить пять груш между пятью детьми так, чтобы каждый получил по груше, а одна осталось в корзине?
Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
Помимо обычных загадок, есть лжезагадки, которые в своём содержании несут либо отсутствие разгадки, либо вариативность отгадок, фантастические версии. Такой приём – отличный пример взаимодействия логического мышления и творческих способностей, а также толчок к их развитию.
Пример.
По столу катилось колесо разноцветное: один угол у него красный, второй - сиреневый, а третий – малиновый. Когда колесо докатится до края, какой цвет мы увидим?
Горело четыре свечи, одна потухла. Сколько свечей осталось?
Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
- логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
- игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича;
- загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы.
Итог. Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста ведёт к развитию логического мышления, и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Логико-математические игры развивают у детей важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Практическая часть. «Сюрпризы листа Мёбиуса»
Я предлагаю вам стать волшебниками. Мы из обычной полоски бумаги сделаем волшебную фигуру.
Эксперимент №1.
Давайте убедимся, что все полоски бумаги перед вами самые обычные. Наша полоска прямоугольная, гладкая, белая, у полоски есть стороны, край. Сколько сторон у полоски? (2) Давайте проверим, так ли это?
Обозначьте на одной стороне кружком божью коровку, а треугольником –кузнечика. Наши друзья решили встретиться. На одной стороне полоски нарисуйте путь божьей коровки - линию фломастером, а путь кузнечика фломастером другого цвета.
Смогли ли встретиться друзья? (нет) Почему не смогли? Потому что, божья коровка шла по одной стороне полоски, а кузнечик по другой, т. е. у полоски действительно две стороны.
Склеим нашу полоску в кольцо. У нас получилось кольцо, или в математике это называется цилиндром.
Как вы думаете наши друзья смогут теперь встретиться? (нет) Цилиндр имеет тоже две стороны - внутреннюю и внешнюю.
Эксперимент №2.
А теперь соединим ещё одну полоску, но другим образом. Возьмём прямоугольную полоску АВА* В*, перекрутим её на 180 градусов и склеим противоположные стороны АВ и А*В*, т. е. так, что совместятся точки А и В* и точки А* и В.
(Для этого я беру ее за оба конца, один из них перекручиваю на 180 градусов и приклеиваю к не перекрученному.) Что за фигура получилась? (тоже кольцо, но перекрученное)
Давайте проверим, действительно ли это фигура волшебная. Как вы думаете, сколько сторон у этой фигуры?
Попробуем опять помочь божьей коровке и кузнечику встретиться. Нарисуйте на одной стороне круг, это будет божья коровка, а треугольником обозначим кузнечика. Путь божьей коровки обозначим фломастером, а путь кузнечика фломастером другого цвета. Посмотрите внимательно, что получилось? Друзья встретились и оказались на одной стороне кольца.
Вывод. Итак, у нашей новой фигуры одна сторона, хотя мы ее сделали из обычной полоски бумаги, у которой две стороны. Вот какое волшебство.
Такое необычное кольцо с одной стороной называется лист Мёбиуса. Лист или лента Мёбиуса получила своё название в честь немецкого математика Августа Фердинанда Мёбиуса.
Убедиться в односторонности листа Мёбиуса несложно другим способом. Если начать постепенно окрашивать его в какой-нибудь цвет, начиная с любого места, и по завершении работы вы обнаружите, что весь он полностью окрашен.
Эксперимент №3.
Что получится, если обыкновенное (не перекрученное) бумажное колечко-цилиндр разрезать вдоль по середине? Очевидно – два кольца, причем длина окружности каждого будет такой же, как длина окружности первоначально взятого колечка.
Как вы думаете, что получится. Если мы разрежем лист Мёбиуса вдоль на 2 части? (будет 2 кольца) Проверим вашу гипотезу.
Разрезаем лист Мебиуса вдоль по середине. Что же мы получили?
Вывод: Вместо двух лент получится одна лента с двумя полуоборотами вдвое длинее.
Эксперимент №4.
Проведем следующий эксперимент. Что получиться, если разрезать ленту, отступая от края приблизительно на треть её ширины? Предлагаю проверить.
Вывод: получаются две ленты, одна - короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.
В течение 10 минут мы изучали свойства поверхностей – занимались не чем-нибудь, а настоящей топологией. Звучит страшно серьезно. А получилось весело и интересно,
Лист Мебиуса считается одним из символов современной математики, а момент его открытия стал началом рождения новой науки – топологии (по – другому «геометрия положения»). Топология - часть геометрии, посвященная изучению феномена непрерывности.
Любую фигуру тополог имеет право сгибать, скручивать, сжимать и растягивать – делать с ней всё что угодно, только не разрывать и не склеивать. И при этом он будет считать, что ничего не произошло, все её свойства остались неизменными. Для него не имеют никакого значения ни расстояния, ни углы, ни площади.
Удивительные свойства листа Мёбиуса – он имеет один край, одну сторону, - не связаны с его положением в пространстве, с понятиями расстояния, угла и тем не менее имеют вполне геометрический характер.
Удивительные свойства листа Мёбиуса применялись и используются сейчас в технике, физике, оптике.
Благодаря ленте Мёбиуса возникло множество самых разнообразных изобретений. Так, например, были созданы особые кассеты для магнитофона, которые дали возможность слушать магнитофонные кассеты с "двух сторон” не меняя их местами.
В метро ручка эскалатора, не что иное, как лента Мёбиуса, это позволяет равномерно изнашиваться, и продлевает срок службы резины.
В 1969 году советский изобретатель А. Губайдуллин получил бесконечную шлифовальную ленту, работающую обеими своими сторонами. Он предложил натянуть сделанную из специального материала ленту Мебиуса на два вращающихся ролика и покрыть ее крупинками твердого абразива. Понятно, что такая лента служит вдвое больше обычной.
В 1971 году изобретатель с Урала применил фильтр в виде листа Мёбиуса.
Для распиливания бревен используется пила, лента которой имеет форму ленты Мебиуса.
Полоса ленточного конвейера, выполненная в виде листа Мёбиуса, позволяет ему работать дольше в два раза.
В матричном принтере красящая лента имеет вид листа Мёбиуса.
Аттракцион «Американские горки» – это тоже лента Мебиуса.
Она вдохновила на творчество многих писателей, художников, ювелиров.
Лист Мёбиуса изображают на различных эмблемах, значках.
Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности,
Лист Мёбиуса действительно удивительная вещь. Для ребёнка — это игра, фокус, неожиданное открытие, восторг. Занятие рекомендуется проводить, как волшебный эксперимент, загадочное действо фокусника/волшебника. Но, наряду с этим, весьма полезное упражнение, которое развивает поисковую деятельность у детей, пространственное воображение, логику рассуждений, внимание.
Зная свойства Ленты Мёбиуса, можно придумать различные фокусы и развлечения и даже сделать ёлочную игрушку.
Данный вид деятельности можно использовать, как элемент, в процессе конструирования из бумаги, в ФЭМП (при изучении свойств фигур, в экспериментальной деятельности, т. к. носит исследовательский характер. Она способствует развитию мелкой моторики, воображения, мышления. Она предполагает различные варианты применения и этим даёт полёт фантазии как педагогу, таки воспитанникам. И, что немаловажно, эти исследования не ограничиваются предложенными вариантами, а дают ребёнку толчок к размышлению и продолжению исследований.