Иванова Татьяна Ивановна
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Нравственно – патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы - перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств : основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое.
Нравственно – патриотическое воспитание проходит по всем образовательным областям, но огромное внимание уделено в О. О. «Социализация» - задачи:
- формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов;
- воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.
Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников
проходит по следующим блокам:
- Люди (взрослые и дети) - Разнообразие социальных и профессиональных ролей людей, взаимосвязь людей в обществе, правила и нормы культуры общения со взрослыми и детьми, некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов.
- Школа - представления о школе, школьниках, учителе. Стремление к школьному обучению, к освоению чтения, письма, к новым знаниям. Знание стихов, песен о школе, школьниках.
- Семья - семейные и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и памятные события, некоторые сведения о родословной семьи.
- Родной город- герб города, улицы, некоторые архитектурные осо-бенности, достопримечательности города, общественные учреждения, их назначение, транспорт, труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни.
- Родная страна - государственные символы, столица и крупные го-рода России, ее природа. Президент, некоторые выдающиеся люди России (писатели, поэты, художники, космонавты, общественно-значимые события, стихи, песни, картины о родной стране.
Программа направлена на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
С раннего детства под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственность за порученное дело.
В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчинённое нормам человеческой морали.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает и совершить
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Нравственное воспитание должно осуществляться в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми, руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, взрослый должен придавать им воспитывающий характер и служить примером.
Выполнила: Иванова Т. И.
МДОУ д/сад №14