Улюмджиева Деля
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на августовской конференции на тему:
«Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
Современный ребё нок 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. (Слайд 1)
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении в речи предлогов. Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Слайд 2
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
Слайд 3
Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов
НА - предмет находится на поверхности чего-либо.
С (СО) - совместность пребывания с кем-то или чем-то.
ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.
В - положение предмета внутри чего-либо.
К - приближение к какому-либо предмету или объекту.
ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.
НАД - положение предмета над чем-либо.
Дети испытывают трудности в освоении предложно-падежных. (Слайд 4.) Нарушение этих конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
a) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Из-за трудностей понимания грамматических значений предлогов, дети смешивают такие предлоги как : НА и НАД, ПО и ПОД, НА и В («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД часто отсутствуют в детской речи.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы : логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т. д., дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.
Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.
Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них. (Слайд 5)
Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.
• Развитие понимания речи.
• Расширение и уточнение словарного запаса.
• Формирование грамматических средств языка.
• Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.
Занятия по обучению грамоте. Основная задача.
• Дети учатся писать предлоги.
Занятия по развитию связной речи. Основная задача.
• Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.
Предложно-падежные конструкции обозначают :
• направление действия;
• место действия;
• местонахождение предмета;
• совместность действия;
• принадлежность. (слайд 6)
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
• Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
• Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).
• Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
• Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой)
• Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
• Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).
• Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
Сложные предлоги.
• Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
• Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).
. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:
• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
• Дифференциация предлогов в устной речи детей.
• Формирование звуковых грамматических обобщений.
• Осознание у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.
Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где, а затем — тот же предлог, но со значением направления действия (куда). В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где) в сумке, кладет (куда) в сумку.
Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы. (Слайд 7)
С целью уточнения понимания предлогов в речи рекомендуются следующие задания. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (кружок в коробке, кружок на коробке, кружок под коробкой и т д, а также задания к ним: «Положи кружок в коробку, теперь на коробку, за коробку и т д»
Дети с ОНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.
Чтобы выявить нарушения речи у ребёнка и определить наиболее эффективные пути коррекции, педагог использует специальные упражнения. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
Работа над предлогом проводится в двух направлениях : над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. С целью уточнения понимания предлогов в речи рекомендуются следующие задания.
Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (кубик в коробке, кубик на коробке, кубик под коробкой, а также вопросы к ним: «Где кубик в коробке? Где кубик на коробке? Где кубик под коробкой?» Ребенок должен показать соответствующую картинку. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи яблоко в корзину, под корзину, около корзины», т. д. Упражнение на дифференциацию предлогов (В — НА, ПОД — ИЗ-ПОД, ИЗ — ОТ, ОКОЛО — ЗА). На стол кладут два одинаковых пенала, в один из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под пенал. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит в пенале (на пенале, около, под)».
Игра «Правильно подними карточку». Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
Предлагаю Вашему вниманию авторский альбом «ПРЕДЛОГИ». В нем содержатся предметные и сюжетные картинки, используемые на фронтальных и индивидуальных занятиях по данной теме.
Таким образом, формирование навыка использования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи очень трудоемкий и длительный процесс, который должен быть правильно организован специалистами. Необходимо придерживаться определённой последовательности, в начале, важно дать понятие о предлоге, объяснить значение каждого предлога, далее научить ребёнка дифференцировать предлоги, сочетать с нужными флексиями и, наконец, использовать в собственной речи. Работа над предложно-падежными конструкциями является важной составляющей в формировании грамматического строя речи дошкольников.
В заключение своего выступления хочу Вам пожелать творческих успехов в работе и предложить Вам буклет «Упражнения для закрепления правильного употребления предлогов».
Спасибо за внимание!
Литература:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. — СПб, 2015.
Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для дошкольников. — СПб, 2001. малышей.
Пособие для занятий с детьми 4–6 лет — СПб. : КОРОНА, 2004.