Попова Елена Николаевна
Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 16»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Выступление к презентации
«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста»
подготовлено воспитателем
Поповой Е. Н.
с. Правокумское
2023г.
Выступление к презентации
«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста»
подготовлено воспитателем
Поповой Е. Н.
Слайд №1
Публикация «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошкольников, мы отмечаем, что всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в нашем детстве. Я думаю, что многие из нас в детстве бегали босиком, прыгали на скакалке, в резиночку, крутили обруч, играли в классики, играли с мячом. А наши уличные игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, цепи-кованы и многое другое…
А как гуляют дети сейчас? Кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем?
Современное поколение ведет малоподвижный образ жизни. Дети сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться. Дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а также, играя по правилам, мы развивали координацию движений, ориентировку в пространстве, общую моторику, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Отсюда наши дети: невнимательные; гиперактивные; плохо ориентируемые; с рядом заболеваний.
Конечно же, методов, позволяющих скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность множество.
И сегодня я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой.
Всем известно и не вызывает сомнений польза утренней гимнастики для организма человека. Она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Слайд № 2
Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американскими учеными Полом и Гейл Деннисон.
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Не вдаваясь в теоретический обзор, отметим только то, что нас будет интересовать. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой.
Слайд № 3
То есть, когда мы действуем правой рукой, активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т. д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
Подводя итог выше сказанному, главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга.
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий, а сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходится на дошкольный возраст.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста : у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т. е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
Слайд № 4
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
-Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
-Важна регулярность нейрогимнастики, т. е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
-Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: в группе, на улице и т. д.
-Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
-Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
-В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать ещё раз.
Главная идея гимнастики мозга – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием. На каждой ступени сенсомоторного развития происходит скачек в развитии мозга. В движении ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, получает жизненный опыт, что дает толчок в развитии внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также речи и интеллекта.
Так как временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта достаточно мал, то существует вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования.
Слайд № 5
Одна из задач, на которые направлены упражнения гимнастики мозга - это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.
Слайд № 6
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие сенсомоторных навыков.
Остановимся подробнее на каждой группе упражнений.
Слайд № 7
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т. е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Слайд № 8
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Слайд № 9
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Слайд №10
Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Слайд №11
В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду, или как физкультурные занятие. Все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка. Высшим достижением педагога, работающего по данной методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, чтобы он мог выполнять их самостоятельно дома. Но поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, то необходимо научить родителей применять эту методику дома вместе с ребенком.
слайд №12