МААМ-картинки

Опыт работы «Реализация проекта «Семьеведение» по темам «Мой дом» и «Моя семья» с детьми старшей группы

Эльвира Миназова
Опыт работы «Реализация проекта «Семьеведение» по темам «Мой дом» и «Моя семья» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Свою работу в старшей группе по программе «Семьеведение» мы начали с того, что составили социальный паспорт семьи детей, посещающих нашу группу. Оказалось, что из 23 семей восемнадцать полных и пять неполных семей; в семнадцати семьях воспитываются двое детей, в двух семьях – трое, в четырёх – по одному ребёнку. Семей социально опасных выявлено не было. Далее мы начали непосредственно работу в рамках тематического плана, согласно которому единожды в месяц должен проходить «День семьи».

Публикация «Опыт работы „Реализация проекта „Семьеведение“ по темам „Мой дом“ и „Моя семья“ с детьми старшей группы» размещена в разделах

В нашем детском саду этим днём стало десятое число месяца, когда мы с утра и до самого вечера в тесном взаимодействии с другими педагогами нашего детского сада – педагогом-психологом, воспитателем по обучению русскому языку и музыкальным руководителем все свои мысли и действия посвящаем теме семьи. Ведя разговор с детьми о семье, мы, прежде всего, не должны забывать о развивающей предметно-пространственной среде нашей группы. Для этого мы обогатили уголок сюжетно-ролевой игры «Семья», выдвинули её на первый план. В таких играх дети не только усваивают какие-либо социальные и семейные роли, но и иллюстрируют общение в своих семьях. Нам остаётся наблюдать за процессом игры детей, помогая им примерить на себя роли «матери», «дочери», «отца», «сына», обогатить сюжет. К примеру, мы предлагаем им сыграть роль «бабушки», «дедушки», «прабабушки», «брата» и т. п., прожить ситуацию в роли матери, имеющей нескольких детей. Для пополнения предметной среды группы нами были приобретены и изготовлены настольно-печатные игры, дидактические игры, художественная литература, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, подвижным играм, к играм – драматизациям по семейной проблематике.

Тематический день в своей группе мы проводим, используя разные виды деятельности: элементы включения дошкольников в игры и занятия; оснащение в соответствии с темой развивающей предметно-пространственной среды; информирование родителей о предстоящем мероприятии, его задачах, ознакомление с результатом его проведения: выставки рисунков, детских творческих работ.

Обязательный элемент тематического дня – чтение художественной литературы, сказок, рассказов, стихотворений, которое способствует расширению знаний детей по теме дня.

В настоящее время мы прошли 2 темы. В сентябре это была тема «Мой дом. Моё место в моём доме» Цели занятия: 1) Обогащать социальный опыт детей. 2) Развивать творческие и познавательные интересы и способности детей. 3) Выявить способности и увлечения детей и их родителей. 4) Способствовать созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности. 5) Организовать обмен опытом и знаниями между детьми. В октябре тема была «Моя семья. Какая семья самая счастливаяЦели занятия: 1) Формировать представление детей о том, в какой семье жить интересно и хорошо. 2) Способствовать расширению кругозора в вопросах добросовестного труда в своём доме – вместе с родителями и со старшим поколением. 3) Побуждать детей более широко и творчески использовать в обыденной жизни знания о своей семье. 4) Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Формы работы, которые использовались при изучении тем: Беседы «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные праздники и будни», «Дома уютно и тепло», «Домашние дела и хозяйственные заботы», «Коллекции в нашем доме». «Выходной в нашей семье», «Мы делаем уборку в доме», «Обычаи, обряды, традиции дома и семьи. Что это такое?»

Рассказы о семейных праздниках, знакомство со старинными семейными обычаями (имянаречение, крестины). Рассматривание семейных фотографий «Как мы отмечаем праздники в семье». Знакомство с народными подвижными играми: «Горелки», «Ал кир к –гел кир к».

Творческие рассказы детей на тему «Мы в выходной день ходили всей семьёй в …». Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках. Ситуативный разговор «Что нужно делать дома, чтобы быть здоровым?» на развитие логического мышления.

Дидактические игры «Помоги прабабушке разобрать семена», «Бабушкин сундучок» : игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек, «Поможем брату разобрать пуговицы по цветам».

Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт игрушки». Эстафеты «Помоги маме разобрать сумки», «Приготовим с бабушкой борщ и компот», «Поможем дедушке собрать грибы». Дидактические игры «Кувшин доброты», «Корзина добрых домашних дел»

Таким образом, формы работы самые разные, а суть её одна: в каждом действии, придуманном педагогами и воплощённом детьми и их родителями, звучит тема семьи, воспевается её огромная ценность для человека и общества, формируются самые точные и положительные представления о значении семьи в жизни ребёнка, которые он затем воплотит в своей будущей счастливой семье.

В октябре до изучения темы «Моя семья», чтобы поддержать интерес у родителей и у детей возникла идея создать проект «Семейное древо». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребёнка, отталкиваясь от его генеалогических корней. Актуальность проекта – в его нацеленности на изучение ребёнком истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших семейных традиций. К тому же составление родословной семьи объединяет её членов в совместной деятельности, служит сплочению семейной группы, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребёнка. Цель проекта – расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта были таковы : формировать у детей понятие «семья»; расширять знания и представления детей о семье; закреплять в памяти имена, фамилии родителей, дедушек и бабушек; формировать представления о родственных отношениях, семейных традициях и праздниках; воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Реализуя проект мы использовали такие методические приёмы, как беседы с детьми на темы «О близких родственниках», «Кем ты хочешь стать», «Теплота родного дома», «Зачем человеку имя», «Зачем нужны фамилии?», «Праздники моей семьи», «Семейные традиции», «Моё ласковое имя», «Наша дружная семья». Мы читали произведения художественной литературы. Дети самостоятельно составляли рассказы о родных: «Моя любимая мамочка», «Мой любимый праздник», «Что означает моё имя», «Моя семья», а также описывали те картины, которые им предлагались. Для привлечения внимания детей к теме «Семья» мы использовали такие приемы как составление рассказа из личного опыта детей. Пример: чем ты любишь заниматься дома, как ты даришь радость близким? Игра в кругу «Какая ваша семья». Беседы: «Что я знаю о своих родных», «Что родители делают для меня», «История моей семьи». Цикл рассказов на тему «Я и моя семья».

Рассматривание картин, иллюстраций, демонстрационного материала «Семья», «Солнце, воздух и вода – верные друзья семьи». Рассматривание и составление рассказа по картине «Семья дома».

Использование методического пособия «Волшебный коврик» для составления рассказа «В деревне у бабушки и дедушки» и игра «Поможем собрать урожай»

Дидактические игры «Посчитай членов семьи», «Разложи по росту», «Какая у вас семья, «Любимые праздники моей семьи». Игра с мячом «Кто ты мне?», «Что такое семья, «Подбери признаки», «Составь семью из картинок», «Этикет», «Каждой вещи свое место», «Все профессии хороши», «Кому что нужно», «Каждый труд нужен». Провели выставки детских художественных работ по темам «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить», «Моя семья». Аппликация «Мама и папа». Создали, рассмотрели и обсудили как образец мое семейное дерево.

Домашним заданием было составить индивидуальные семейные древа для каждой семьи. Это и был итогом проекта. В результате работы дети расширили представление о своей семье, семейных традициях. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Дошкольники приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Всё это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения семей. Мы верим, что благодаря этому проекту не только формируется фамилистическое сознание и поведение дошкольников, но и укрепляются детско-родительские отношения. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьёй мы познаём новое, активно трудимся и отдыхаем в одной команде «воспитатели – дети – родители», когда родители превращаются из наблюдателей в активных участников жизни своего ребенка, а дети несут им новые знания о семье.

Публикации по теме:

Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение»Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение» Тема: «Семьеведение» Начать своё выступление я хочу с того, что приоритетным направлением в моей работе является взаимодействие с семьей.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Реализация образовательного проекта «Белгород — город Воинской Славы» с помощью технологии «лэпбук» (из опыта работы) Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Реализация краткосрочного проекта «Теремок» в старшей группеРеализация краткосрочного проекта «Теремок» в старшей группе Реализация проекта проходила в интересной и доступной для детей форме: зарядка "Теремок", пересказ сказки по сюжетным картинкам, конструирование.

Реализация проекта «День Победы» с детьми средней группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Реализация проекта «День Победы» с детьми средней группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» В рамках реализации проекта «День Победы» дети средней группы рисовали на бумаге и на камне, изготавливали аппликации, создавали плоские.

Реализация проекта «День Победы» с детьми средней группы. Образовательная область «Физическое развитие»Реализация проекта «День Победы» с детьми средней группы. Образовательная область «Физическое развитие» В процессе реализации проекта «День Победы» дети средней группы проводили тренировки по физическому развитию, закрепляя навыки выполнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Реализация проекта «Семьеведение» по темам «Мой дом» и «Моя семья» с детьми старшей группы
Опубликовано: 2 октября 2023 в 11:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Реализация проекта «Семьеведение» по темам «Мой дом» и «Моя семья» с детьми старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Миназова (УИ 1281885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД