Елена Криветченко
Реализация образовательного проекта «Белгород — город Воинской Славы» с помощью технологии «лэпбук» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе качеств, которые обеспечивают психологическую готовность детей к школе. Следует отметить, что наиболее значительное отличие дошкольного образования от общего образования выражается в том, что в дошкольных образовательных организациях отсутствует жёсткая предметность. Развитие детей происходит в игре, а не в учебной деятельности. 1
Публикация «Реализация образовательного проекта „Белгород — город Воинской Славы“ с помощью технологии „лэпбук“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на первое место ставит индивидуальный подход к дошкольникам и игру, в которой происходит сохранение самооценки дошкольного детства и в которой сохраняется сама природа ребёнка - дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. 3
На протяжении нескольких лет работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании «Дошкольник Белогорья» и апробации парциальной программой «Здравствуй мир Белогорья» мы внедряем развивающую технологию «Познавательные лепбуки».
Данная развивающая технология «Познавательные лепбуки» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценного отношения ребёнка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения.
Так же развивающая технология способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, социокультурному развитию по ознакомлению с традициями и историей родного края, успешной адаптации к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться. Благодаря использованию нетрадиционных методов и приёмов - развивающая технология «Познавательные лепбуки» способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
Лепбук, или как его ещё называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. При этом лепбук - это не просто поделка. Это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В 2022 году наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории - 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас в преддверии хочется, чтобы наше подрастающее поколение помнило о том подвиге, который совершили наши ветераны, герои войны. Рассказывать современным детям о войне трудно, сложно. В нашем современном обществе дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны, событиях военного времени, знаменательных сражениях и т. д. Для того чтобы приобщить ребенка к социально-значимым ценностям в увлекательной для них форме, мы приняли решение принять участие с детьми своей группы в проекте «Белгород - город Воинской Славы». Одной из важнейших задач нашей работы в проекте, является воспитание патриотизма в детях. Конечно это сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Мы убеждены в том, что получение положительных результатов от этой работы и формирование в детях патриотических чувств к истории нашего города и области только общими усилиями детского сада и семьи.
Первоначальной ступенью реализации данного проекта было изготовление воспитателями совместно с детьми лепбука «Белгород - город Воинской Славы», в котором раскрывается история существования города Белгорода от начала Великой Отечественной войны до современного города.
После выбора темы мы составили план данного лепбука, т. е. продумали, что будет входить в наш лепбук, чтобы раскрыть наиболее полно выбранную тему. Содержание лепбука объемно, данный план рассчитан на две недели. В реализации проекта началась совместная поэтапная работа воспитателя с детьми по созданию лепбука как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе совместной деятельности в ходе режимных моментов, культурных практик, так и совместной деятельности с родителями. Содержание лепбука пополнялось за счет знакомства детей с новой информацией, для этого изготавливался кармашек или другой элемент, в котором содержалась информация для закрепления пройденного материала.
Для закрепления знаний детей о Белгороде, как о городе воинской славы, были изготовлены следующие дидактические игры, которые входили в состав лепбука.
Дидактические игры «Памятники города Белгорода» и «Памятники Прохоровки и Звонницы» предназначены для закрепления знаний о памятниках Великой Отечественной войны, расширения мыслительной деятельности и активной речи дошкольников, способствует формированию любви и уважения к истории родного края.
Дидактическая игра «Герои Великой Отечественной Войны, в честь которых назвали улицы города Белгорода» знакомит детей с героями Великой Отечественной войны, защищавшими наш город и в честь которых названы улицы.
Дидактическая игра «Город Белгород во время Великой Отечественной войны» даёт представление детям о жизни во время Великой Отечественной войны, развивает познавательный интерес.
Дидактическая игра «Город Белгород в разное время года» даёт возможность показать детям временную последовательность жизни города от послевоенного времени до современного города Белгорода, закрепить знания о родном крае.
Дидактическая игра «Танковое сражение на Прохоровском поле» даёт возможность показать дошкольникам великий подвиг русских людей во время Великой Отечественной войны. Способствует патриотическому воспитанию детей; воспитывает глубокое уважения к истории Белгорода, мужеству её народа, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, развивает у детей чувства национальной гордости за великий подвиг русского народа.
Дидактическая игра «Военная техника и авиация в годы Великой Отечественной Войны» помогает закрепить знания дошкольников о воздушном и сухопутном виде транспорта, которые защищали наш город в годы Великой Отечественной войны, развивать познавательную активность и воспитывать патриотов своей страны.
Дидактическая игра «Собери флаг и герб города Белгорода» даёт представление детям о символике родного края; закрепляет знания о внешнем виде флага и герба города Белгорода; формирует представление о том, что обозначают знаки и цвета расположенные на флаге и гербе; развивает у детей словарный запас, внимание, умение ориентироваться на плоскости.
Также мы планируем организовать активное участие родителей в работе над проектом в форме маршрута выходного дня, в котором родители вместе с детьми будут изготавливать книжки-малышки «Памятник в моем городе», предварительно совершив экскурсию к памятникам и мемориалам Белгородской области.
Таким образом, благодаря данной проектной деятельности и развивающей технологии «Познавательные лепбуки» дети многое узнают о Дне Победы и о Великой Отечественной войне. Работа с лепбуком позволит приобщить ребят к истории Белгородской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени, будет способствовать решению важнейшей задачи зарождения и сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, позволяет проникнуться чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину.